К Году педагога и наставника
«И открывается душа…» : беседа о книгах про учителей и учеников
Душа человека – величайшее чудо мира
Данте Алигьери
Учителя… Молодые и опытные, растерянные и решительные, веселые, озорные и серьезные… Это благодаря им идет непрекращающийся процесс воспитания школьников, вхождения в жизнь страны новых людей, как бы это пафосно ни звучало. Педагог — это человек, который оставляет неизгладимый след в нашей жизни, это почти волшебник, это друг, это актер и режиссер, это книга, полная открытий и тайн. И поэтому, и в связи с тем, что 2023 год объявлен Годом педагога и наставника, представленные в беседе книги посвящены учителям и их ученикам.
О чем эти книги? В-основном, о том, что ходят в школу обыкновенные дети, порой даже неуспевающие в учебе, порой отличающиеся неудовлетворительным поведением. Плохо о них думают педагоги. И вдруг – какой-то детский поступок — и как вспышка, сразу раскрывается, становится ясным характер и душа ребенка, который на самом деле совсем не плохой человек. Или о том, что ребенок, ученик вдруг внезапно что-то начинает понимать.
Не берусь судить о литературных достоинствах произведения – известные имена писателей говорят сами за себя. Предлагаю вам эти книги, чтобы вы, в свою очередь, могли порекомендовать вашим читателям.
- Алексин А. Третий в пятом ряду (Любое издание, 6+)
Повествование идет от лица учительницы русского языка и литературы. Учительница вспоминает, глядя на старое фото, своего ученика, рыжего неугомонного мальчишку. Это был её персональный злой гений. То на глазах у всех ходит по карнизу, то объявляет голодовку, для того, чтобы педагог исправила плохую оценку другому ученику, которую она несправедливо поставила. И вот ЧП: математичку заперли накануне контрольной! Во всем признался, конечно же, Ваня Белов, которому вообще невыгодно это делать. После всех этих событий Вера Матвеевна, учительница русского переводится вместе с сыном в другую школу, чтобы спастись от отчаянности и отваги Белова. У него был свой характер. Неподчинявшийся. А учительница в те годы стремилась привести все 43 характера к общему знаменателю. Но, оказывается, познать характеры гораздо труднее, чем судьбы.
И в конце концов она приходит к переоценке своего бывшего «злого гения» и видит его таким, каким он был на самом деле – героем, умевшим думать о других больше, чем другие о нем.
- Бременер М. Достойнейший (Любое издание, 6+)
Участник исторического кружка, шестиклассник мечтает стать достойнейшим, чтобы поехать в экспедицию по Южному берегу Крыма. Но для этого надо хорошо сдать экзамены. Руководитель кружка Порфирий Семенович берет только самых-самых. И вот Миша – главный герой, сдавая алгебру, с ужасом понимает, что не помнит формулу, нужную для решения задачи. Но ему дают «шпаргалку», и он благополучно ею пользуется. И всё – проблема успешно решена. Миша едет с Прокофием Семеновичем в долгожданный поход. И только в вагоне тронувшегося поезда он узнает, что Саша Тростянский, его товарищ, любящий историю и серьезно относившийся к своему увлечению, не едет из-за оценок. Прокофий Семенович объясняет, что если бы Миша получил бы двойку – то поехал бы Саша.
И Михаил начинает переживать и понимать, что на самом деле достойнейшим-то оказывается Саша. Прокофий Семенович его успокаивает тем, что хорошо, что он совестлив, что в любом случае возьмет Сашу в следующем году. А в следующем году 22 июня начинается война и ясно, что путешествие не состоится. Саша Тростянский погибает в прифронтовой полосе.
И вроде бы обыкновенный, заурядный случай со шпаргалкой приобретает совсем другое значение.
Ирина Ивановна Тихомирова – один из лучших специалистов по чтению в России писала так: «Повесть вызывает чувство щемящей боли, что порой «достойнейшие» в кавычках люди оттесняют на задний план по-настоящему достойных людей, которые из-за скромности остаются в тени.
- Голявкин В. Совесть (Любое издание, 6+)
Рассказ В. Голявкина «Совесть». У ученика Алеши не было пятерок. А тут вдруг ему поставили «пять» по пению, да еще сказали: «Молодец, Алеша!». И он решает украсть журнал для подтверждения, что у него на самом деле пятерка, поскольку в дневник оценку не поставили, но нечаянно забывает его в трамвае. Учитель растерян, он начинает переживать, думать, что это он потерял журнал, что стал очень рассеянным, даже собирается уйти из школы. Признается ли Алеша в своем проступке, ведь он так боится наказания, или промолчит, и тем самым подведет учителя, и преподаватель, уверенный в своей забывчивости все-таки уйдет из школы? Как строго накажет его учитель, если он признается? Почему рассказ называется «Совесть»?
- Нагибин Ю. «Зимний дуб» (Любое издание, 6+)
Источник: https://daningrad.ru/zimniy-dub-yuriy-nagibin
Анна Васильевна, двадцатичетырёхлетняя учительница школы, в которую ходят ребятишки со всей округи: из окрестных деревень, из поселка, из санатория и далекого торфогородка. Работает она всего два года, но уже приобрела славу опытного преподавателя русского языка. Свежим январском днём приходит в школу, как и обычно. Конфликт начинался с опоздания Савушкина на урок русского языка. Из-за систематического опоздания Савушкина, она решила поговорить с ним. Но Коля не мог назвать причину того, что не пришел на урок вовремя, поэтому она решила посетить его маму. По дороге домой Савушкин повёл Анну в лес, там открывает своей учительнице удивительный мир зимней природы и терпеливо объясняет его тайны. В этом мире — удивительный ручей с теплыми ключами. Там на белом снегу необыкновенные следы. Теперь и Анна Васильевна, очарованная зимним лесом, забыла, что ей надо торопиться к маме ученика. Она вся во власти красоты природы.
Этот день сделал Анну Васильевну мудрее и словно бы старше. Думала она, о том, что “бедно, сухо и холодно говорила она о слове, “о родном языке, который так же свеж… и богат, как щедра и красива жизнь”. И, кажется, что Анна Васильевна теперь обязательно изменится, будет не снисходительной, как раньше, а по-настоящему внимательной, доброй, чуткой. Она обязательно будет очень хорошей учительницей!
И вот цитата из произведения: «Отойдя недалеко, Анна Васильевна в последний раз оглянулась на дуб, бело-розовый в закатных лучах, и увидела у его подножия небольшую темную фигурку: Савушкин не ушел, он издали охранял свою учительницу. И всей теплотой сердца Анна Васильевна вдруг поняла, что самым удивительным в этом лесу был не зимний дуб, а маленький человек в разношенных валенках, чиненой, небогатой одежке, сын погибшего за Родину солдата и «душевой нянечки», чудесный и загадочный гражданин будущего».
https://uchiru.net/literatura/page7239786.html
- Распутин В. Уроки французского (Любое издание, 6+)
Рассказ “Уроки французского”, действие которого происходит в 1948 году, был написан в 1973 году. Автор посвятил рассказ Копыловой Анастасии Прокопьевне, матери близкого друга Распутина, драматурга Александра Вампилова, которая работала учителем в сельской школе. Валентин Распутин уважал её за мудрость и доброту. Но героиней рассказа является другая учительница.
По признанию самого автора, рассказ глубоко автобиографичен, его детские впечатления легли в основу сюжета. После окончания четырёхлетней школы в своей деревне будущий писатель вынужден был переехать в районный центр Усть-Уда, чтобы продолжать учёбу в старшей школе. Это был тяжёлый период для одиннадцатилетнего мальчика: жизнь у чужих людей, полуголодное существование, неприятие одноклассниками. В рассказе описываются реальные события, именно такой путь прошёл будущий писатель Валентин Распутин. Он считал, что детство – главный период в формировании не только характера, но и таланта, именно в детстве человек становится художником, писателем или музыкантом. Из детства он черпает своё вдохновение всю оставшуюся жизнь.
В жизни маленького Вали была такая же Лидия Михайловна (это реальное имя учительницы), которая помогала мальчику, старалась скрасить его тяжёлое существование, посылала посылки и играла в “пристенок”.
В произведении поднимается тема человеческого неравнодушия, доброты и помощи тем, кто нуждается. Проблема морального выбора и особой “нравственности”, которая не принимается обществом, но имеет обратную сторону – светлую и бескорыстную.
Молодая учительница, сумевшая рассмотреть беду мальчика, его плачевное положение, стала ангелом-хранителем на определённый отрезок его жизни. Только она рассмотрела за бедностью старание и способности мальчика к учёбе. Уроки французского, которые она давала ему на дому, стали уроками жизни как для мальчика, так и для самой молодой женщины.
Подробнее: https://obrazovaka.ru/sochinenie/uroki-francuzskogo/analiz-proizvedeniya-rasputina.html
- Яковлев Ю. Багульник (Любое издание, 6+)
Молодую учительницу Евгению Ивановну (Женечку, как её зовут между собой дети) раздражает один ученик.
Он всегда зевает на её уроках. Она уверена, что зевает он от скуки. А расспрашивать его бесполезно, потому что он – молчальник. Но однажды он приносит в класс пучок тонких прутиков, ставит в банку с водой, каждый день меняет воду. И вот однажды этот «веник» зацветает. Прутики покрываются прекрасными маленькими светло-лиловыми цветами, похожими на фиалки.
Люди недоверчиво относятся к молчальникам. Никто не знает, что у них на уме: плохое или хорошее. На всякий случай, думают, что плохое. Когда багульник зацвел, все забыли, что Костя молчальник. Подумали, что он волшебник. И Женечка–учительница стала присматриваться к нему. Даже начинает следить за ним: чем он занимается после школы.
Оказывается, что он выгуливает собак, хозяева которых больные люди, которые сами этого сделать не могут, да и просто подкармливает брошенных людьми по разным причинам собак, поддерживает в них веру в человека. Этот рассказ о том, что учитель учится у ребенка доброте и сердечности, ответственности за порученное дело. Странный молчальник открылся читателю светлой стороной души.
Что еще можно порекомендовать ребятам постарше: «Чучело» В. Железникова, «Географ глобус пропил» А. Иванов (1995) (есть в ЦГБ — показать), «Когда отдыхают ангелы» М. Аромштам (2011), «Я хочу в школу» А. Жвалевский, Е. Пастернак (2012).
Рекомендую очень хороший, на мой взгляд, список. В этом списке есть современная литература.
УЧИТЕЛЬ НА СТРАНИЦАХ КНИГ: 6+: рекомендательный список литературы
https://chitajka53.ru/pedagogam-roditelyam/spiski-literaturyi/uchitel-na-straniczax-knig/
(При подготовке беседы использовались тексты и изображения из открытых источников, из книги И. И. Тихомировой «Добру откроем сердце: школа развивающего чтения». Составитель беседы Н. В. Фомичева).
Предлагаем вашему вниманию перечень тематических сценарных разработок для подготовки массовых мероприятий для всех категорий пользователей, которые имеются в фонде МЦБСТ.
Это подборки сценариев из таких периодических изданий, как «Последний звонок», «Педсовет», «Открытый урок», «Сценарии и репертуар», «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки», «Досуг в школе», «Воспитание школьников», «Чем развлечь гостей», «Читаем, учимся, играем».
1.Агалакова, В. В. Горячие сердца : сценарий праздника, посвященного Дню учителя / В. В. Агалакова. – Текст : непосредственный / / Открытый урок : методики, сценарии, примеры. – 2011. – №8. – С. 79-83.
2.Алмаева, Т. Детские глаза : миниатюра к Дню учителя / Т. Алмаева. – Текст : непосредственный / / Сценарии и репертуар. – 2010. – № 16. – С. 3-6.
3.Бабичева, Н. Здравствуй, школьная страна» : сценарий школьного праздника / Н. Бабичева. – Текст : непосредственный / / Сценарии и репертуар. – 2008. – № 17. – С. 56-73.
4.Безымянная, О. Чтим в тебе творца : сценарий вечера-чествования учителей / О. Безымянная. – Текст : непосредственный / / Читаем, учимся, играем. – 2006. – № 8. – С. 9-17 : ил. – Библиогр. в конце ст.
5.Белоногова, И. А. Пирамида знаний : игровое шоу к Дню учителя / И. А. Белоногова. – Текст : непосредственный / / ПедСовет. – 2010. – № 8. – С. 3.
6.Белоногова, И. А. Самый классный классный! : конкурс педагогов к Дню учителя / И. А. Белоногова. – Текст : непосредственный / / Последний звонок. – 2013. – № 7. – С. 2-4.
7.Беркутова, А. В. Кто дарит знания и свет : о писателях, которые совмещали литературную деятельность с педагогической, а также со знаменитой повестью Григория Белых и Леонида Пантелеева «Республика ШКИД» : для уч-ся 6-8-х кл. / А. В. Беркутова. – Текст : непосредственный / / Читаем, учимся, играем. – 2019. – № 7. – С. 47-51 : ил. – Библиогр. в конце ст.
8.Васильева, С. А. День учителя в детском доме / С. А. Васильева. – Текст : непосредственный / / Последний звонок. – 2013. – № 7. – С. 6-8.
9.Глубоковских, М. В. Когда я снова стану маленьким : классный час, рассказывающий о жизни и деятельности выдающегося польского педагога Януша Корчака для уч-ся 5-11 кл. / М. В. Польских. – Текст : непосредственный / / Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 5. – С. 30-33 : ил. – Библиогр. в конце ст.
10.Горячева, Е. Люди немеркнущей профессии : сценарий игрового вечера отдыха для старшеклассников и их учителей / Е. Горячева. – Текст : непосредственный / / Читаем, учимся, играем. – 2006. – № 8. – С. 4-8 : ил. – Библиогр. в конце ст.
11.Гуськов, Г. А. Педагогическая галерея : праздник, посвященный Дню учителя / Г. А. Гуськов. – Текст : непосредственный / / Последний звонок. – 2009. – № 8. – С. 12-13.
12.Гуськов, Е. А. Педагогическая галерея / Г. А. Гуськов. – Текст : непосредственный / /Досуг в школе. – 2010. – № 7. – С. 24-26.
13.Гуськов, Е. А. Самый лучший учитель / Е. А. Гуськов. – Текст : непосредственный / / Досуг в школе. – 2010. – № 7. – С. 22-24.
14.Давыдова, М. А. «Как рубашка в поле выросла» : о прозе К. Д. Ушинского для детей 7-9 лет / М. А. Давыдова. – Текст : непосредственный / / Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2009. – № 1. – С. 3-5.
15.Дрягин, В. Учитель – тот, кто дарит свет! : сценарий к Дню учителя / В. Дрягин. – Текст : непосредственный / / Сценарии и репертуар. – 2015. – № 15. – С. 48-71.
16.Егорова, С. Ю. Мудрости свет : праздник, посвященный Дню учителя / С. Ю. Егорова. – Текст : непосредственный / / Читаем, учимся, играем. – 2008. – № 7. – С. 58-63 : ил. – Библиогр. в конце ст.
17.Зайцев, А. Званый вечер при свечах : сценарий семейного вечера, посвященного Дню учителя / А. Зайцев. – Текст : непосредственный / / Сценарии и репертуар. – 2005. – № 22. – С. 9-19.
18.Зайцева, Л. В. Правда ли, что… : материалы к проведению Дня учителя / Л. В. Зайцева. – Текст : непосредственный / / Читаем, учимся, играем. – 2000. – № 5. – С. 111-112 : ил. – Библиогр. в конце ст.
19.Золотухина, Л. Н. «С Учителем вместе по жизни идем…» : сценарий праздника, посвященного Году учителя / Л. Н. Золотухина. – Текст : непосредственный / / Досуг в школе. – 2010. – № 7. – С. 17-18.
20.Кизим, Т. Н. «Какое счастье быть полезным людям!» : сценарий театрализованного представления для уч-ся 5-11-х кл. / Т. Н. Кизим. – Текст : непосредственный / / Читаем, учимся, играем. – 2014. – № 7. – С. 4-9 : ил. – Библиогр. в конце ст.
21.Класс «классных учителей». – Текст : непосредственный / / Воспитание школьников. – 2007. – № 7. – С. 63-67.
22.Краснова, Л. В. Мои письма к сыну : краткая, но познавательная беседа о жизни и удивительных книгах В. А. Сухомлинского для уч-ся 7-11-х кл. / Л. В. Краснова. – Текст : непосредственный / / Читаем, учимся, играем. – 2016. – № 2. – С. 36-37 : ил. – Библиогр. в конце ст.
23.Кругосветное путешествие, посвященное Дню учителя : сценарий шуточного путешествия по школе для учителей. – Текст : непосредственный / / Последний звонок. – 2007. – № 6. – С. 8-9.
24.Крючкова, В. Праздник мудрости, знаний, труда : сценарий, посвященный дню учителя / В. Крючкова. – Текст : непосредственный / / Сценарии и репертуар. – 2010. – № 16. – С. 7-12.
25.Кудряшева, Л. А. Школьные звезды : праздничное мероприятие, посвященное Дню учителя для старшеклассников / Л. А. Кудряшева. – Текст : непосредственный / / Читаем, учимся, играем. – 2014. – № 7. – С. 12-16 : ил. – Библиогр. в конце ст.
26.Курганова, Е. В финале самые – самые… : сценарий финала институтского конкурса «Педагог года» / Е. Курганова. – Текст : непосредственный / / Сценарии и репертуар. – 2010. – № 15. – С. 49-57.
27.Лекомцева, О. В. Мы желаем счастья вам! : сценарий музыкального вечера, посвященного Дню учителя для детей 7-10 лет / О. В. Лекомцева. – Текст : непосредственный / / Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2006. – № 9. – С. 18-20.
28.Лелехова — Гламаздина, А. А. Мой добрый наставник и друг : посвященный Дню учителя для детей 6-8 лет / Лелехова – Гламаздина, А. А. – Текст : непосредственный / / Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2009. – № 8. – С. 23-24.
29.Лучшей школьной маме : поздравление первой учительнице. – Текст : непосредственный / / Чем развлечь гостей. – 2007. – № 7. – С. 56.
30.Мочалкина, А. М. День учителя : праздничная программа / А. М. Мочалкина. – Текст : непосредственный / / ПедСовет. – 2010. – № 8. – С. 19-20.
31.Муза, учителя воспой! : литературно-музыкальный салон, посвященный преподавателям и их работе. – Текст : непосредственный / / Читаем, учимся, играем. – 2012. – № 7. – С. 6-11 : ил. – Библиогр. в конце ст.
32.«Начало фанфарного марша» : литературная постановка по первой части «Педагогической поэмы». – Текст : непосредственный / / Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер. 2. Выставка в школьной библиотеке. – 2013. – Вып. 1. С. 11-28.
33.Неволина, Г. А. Всезнайка : Дню учителя посвящается : для детей 7-8 лет / Г. А. Неволина. – Текст : непосредственный / / Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2010. – № 8. – С. 14-16.
34.Неволина, Г. А. Классные истории / Г. А. Неволина. – Текст : непосредственный / / Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 7. – С. 6-9 : ил. – Библиогр. в конце ст.
35.Неволина, Г. А. Раньше было лучше? : юмористическая программа к Дню учителя / Г. А. Неволина. – Текст : непосредственный / / Сценарии и репертуар. – 2011. – № 24. – С. 78-88.
36.Оленюк, О. Посвящение в учителя : сценарий вечера отдыха учителей / О. Оленюк. – Текст : непосредственный / / Сценарии и репертуар. – 2011. – № 24. – С. 78-88.
37.Опарина, Н. Под крышей дома своего… : сценарий театрализованного вечера / Н. Опарина. – Текст : непосредственный / / Сценарии и репертуар. – 2013. – № 23. – С. 37-55.
38.Опарина, О. С праздником вас! : литературно-музыкальный монтаж к Дню учителя / Н. Опарина. – Текст : непосредственный / / Сценарии и репертуар. – 2005. – № 14. – С. 48-51.
39.От имени Магистров мудрых : поздравление завуча. – Текст : непосредственный / / Чем развлечь гостей. – 2007. – № 7. – С. 77-78.
40.Педагоги считают, что… : игра. – Текст : непосредственный / / Чем развлечь гостей. – 2007. – № 7. – С. 54-55.
41.Правда ли, что… : материалы к проведению Дня учителя. – Текст : непосредственный / / Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 7. – С. 6-9 : ил. – Библиогр. в конце ст.
42.Самый классный классный : церемония подведения итогов конкурса классных руководителей. – Текст : непосредственный / / Читаем, учимся, играем. – 2007. – № 7. – С. 4-6 : ил. – Библиогр. в конце ст.
43.Сафонова, Т, Учителя – особые люди : дружеские советы коллегам и сценарий к Дню учителя / Т. Сафонова. – Текст : непосредственный / / Сценарии и репертуар. – 2013. – № 15. – С. 22-36.
44.Сегодня день у нас особый : праздник учеников и учителей. – Текст : непосредственный / / Сценарии и репертуар. – 2005. – № 14. – С. 9.
45.Селезнева, Т. В. Вам, дорогие педагоги : сценарий праздничного мероприятия, посвященного Дню учителя / Т. В. Селезнева. – Текст : непосредственный / / Читаем, учимся, играем. – 2011. – № 7. – С. 34-37 : ил. – Библиогр. в конце ст.
46.Селиванова, Л. Суперэкзамен в супершколу : игровая программа, посвященная Дню учителя / Л. Селиванова. – Текст : непосредственный / / Сценарии и репертуар. – 2009. – № 17. – С. 62-78.
47.Сивачева, Г. А. Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики! : поздравление к Дню учителя для детей 6-7 лет / Г. А. Сивачева. – Текст : непосредственный / / Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2008. – № 8. – С. 24-27.
48.Слабенко, Н. Главная на земле : сценарий шуточного представления профессии учителя / Н. Слабенко. – Текст : непосредственный / / Сценарии и репертуар. – 2010. – № 3. – С. 87-96.
49.Сусоева, В. Н. Жизнь учителя : театрализованное представление в стиле мюзикла / В. Н. Сусоева. – Текст : непосредственный / / Последний звонок. – 2013. – № 7. – С. 9-10.
50.Урбанович, И, А. По следам бременских музыкантов : сценарий школьного представления в честь Дня учителя для уч-ся 5-7-х кл. / И. А. Урбанович. – Текст : непосредственный / / Читаем, учимся, играем. – 2010. – № 7. – С. 16-21 : ил. – Библиогр. в конце ст.
51.Учителя – источник славных дел : школьный капустник. – Текст : непосредственный / / Чем развлечь гостей. – 2007. – № 7. – С. 51-53.
52.Фомина, Е. А. Азбучные истины великого старца : сценарий мероприятия о педагогической деятельности Л. Н. Толстого / Е. А. Фомина. – Текст : непосредственный / / Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 6. – С. 30-39 : ил. – Библиогр. в конце ст.
53.Чернопяхова, Н. Г. Праздник, посвященный Дню учителя / Н. Г. Чернопяхова. – Текст : непосредственный / / Досуг в школе. – 2010. – № 7. – С. 26-29.
54.Чумирина, Е.В. Профессия для избранных / Е. В. Чумирина. – Текст : непосредственный / / Читаем, учимся, играем. – 2007. – № 7. – С. 38-43 : ил. – Библиогр. в конце ст.
55.Шанова, С. Учим всех по доброй воле : праздничный концерт в День учителя / С. Шанова. – Текст : непосредственный / / Сценарии и репертуар. – 2012. – № 16. – С. 72-85.
56.Шорыгина, А. Т. Щедрые сердца / А. Т, Шорыгина. – Текст : непосредственный / / Читаем, учимся, играем. – 2000. – № 5. – С. 108-110 : ил. – Библиогр. в конце ст.
(Составитель списка Н. В. Тонконогова)