Вебинары

18.04.2022

«Школа библиографа»

Уважаемые библиотекари! Факультативное видеозанятие № 4 по библиографическому описанию (область  5.10) (теория)

13.04.2022

«Школа библиографа»

Уважаемые библиотекари! Для вас — видеозанятие № 3 по библиографическому описанию (области от 5.6 до 5.10) (теория)

21.02.2022

«Школа библиографа»

Уважаемые начинающие библиотекари! Для вас — видеозанятие № 2 по библиографическому описанию (теория). (!Примечание. Неточности в видео:

  • П. 5.3.3 : 1-е издание, 2-е издание. Следует читать: 2-е издание, 3-е издание.
  • П. 5.5.4.7 и далее «[б. и.]» — это (без издателя).
  • П. 5.5.4 вместо «двоеточие» в примерах следует читать «кавычки»).

14.02.2022

«Школа библиографа»

Уважаемые начинающие библиотекари! Для вас — видеозанятие № 1 по библиографическому описанию (теория). (Примечание: В пункте 5.2.6.5 — СМОТРИТЕ на примеры).

! В вебинаре не упомянула про количество авторов:

5.2.6.8 Количество приводимых сведений об ответственности определяет библиографирующая организация.
В описании могут быть приведены сведения обо всех лицах и/или организациях, указанных в источнике информации.
Допускается сокращать количество приводимых сведений. В этом случае в сведениях об ответственности указывают:
а) имена одного, двух, трех или четырех авторов;
При наличии информации о пяти и более авторах приводят имена первых
трех и в квадратных скобках сокращение «[и др.]».
б) наименование одной или двух организаций;
При подсчете за единицу принимают организацию со всеми ее структурными
подразделениями, а также вышестоящей организацией.
При наличии информации о трех и более организациях приводят наименование первой и в квадратных скобках сокращение «[и др.]». Наименования остальных организаций могут быть даны в области примечания.
Примеры
/ А. Р. Есаян, Н. М. Добровольский, Е. А. Седова, А. В. Якушин ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Центр теории и методики обучения математике и информатике Института стратегии развития образования РАО, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого
/ С. Баранова, А. Броновицкая, Е. Гаспарова [и др.] ; Благотворительный фонд В. Потанина [и др.]
в) имена одного или двух других лиц каждой категории, кроме авторов, выполняющих одну и ту же функцию.
При наличии информации о трех и более лицах приводят имя первого лица каждой категории и в квадратных скобках сокращение «[и др.]»;
г) вместо сокращения «[и др.]» может быть приведен его эквивалент на латинском языке «[et al.]».
Примеры
/ Министерство образования и науки Российской Федерации, Тихоокеанский государственный университет ; составители: А. П. Колесникова, А. В. Хотимченко
/ авторы текстов и составители М. В. Юрьева [и др.] ; отв. ред. И. С. Ушакова ; картография: О. В. Алексеева [и др.]

28.10.2021

 Вебинар «Краеведческая библиография как форма сохранения культурно-исторической памяти городского округа» 

Уважаемые коллеги! Предлагаем вашему вебинар муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система г. Михайловки»!

1.Информационное сообщение «О крае родном в новом формате: перспективные направления развития краеведческой библиографии современной библиотеки» (зав. библиотекой № 4 Л. Б. Лоневская) 

Муниципальное бюджетное учреждение культуры

«Централизованная библиотечная система г. Михайловки»

Библиотека №4

Информационное сообщение

«О крае родном – в новом формате: Перспективные

направления краеведческой библиографии в современной библиотеке»

Краеведение — неотъемлемая часть нашей большой истории, связующая нить времен. Возрождение библиотечного краеведения сегодня вызвано небывалым подъемом национального самосознания. Огромные воспитательные, патриотические возможности краеведческого материала позволяют растить гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни родителей, односельчан, на событиях из истории своего села.

Сегодня краеведение – одно из основных направлений в работе библиотек страны. Обеспечение пользователей краеведческой информацией – важная функция каждой библиотеки, направленная на выявление, сбор и распространение знаний о нашем крае, своём населённом пункте. Настоящее время характеризуется небывалым всплеском краеведческой деятельности в библиотеках. Для упорядочения этой деятельности существуют специальные документы. Главный такой документ«Руководство по краеведческой деятельности общедоступных (публичных) библиотек РФ» (http://www.rba.ru/content/about/doc/ruk_kraev_pub.pdf), принятый на Всероссийском библиотечном конгрессе (XXIII Ежегодной конференции РБА) в г. Владимире 17 мая 2018 года.

Роль библиотек в краеведческом информировании трудно переоценить: они обладают универсальным фондом документов и остаются наиболее доступными для всех категорий пользователей. Умелое использование инновационных форм работы способствует формированию нового образа библиотеки как культурно-просветительского, информационного, образовательного, досугового центра и, что особенно важно, центра общественной жизни  местного  сообщества.

Библиотеки стремятся представить в сети богатство своих накопленных за многие годы краеведческих ресурсов, сделать их доступными для самого широкого пользователя. Это является не столько веянием времени, сколько попыткой систематизировать весь накопленный материал и предоставить возможность удаленного доступа к информации пользователям.

В последние годы активно развивается краеведческая деятельность библиотек в цифровом формате. Цифровая среда открывает принципиально новые возможности создания, хранения и продвижения краеведческих ресурсов, обеспечения их доступности, формирования единого информационного пространства региона и его интеграцию с национальными электронными ресурсами.

  1. О крае родном – в новом формате.

Актуальные направления краеведческой деятельности современной библиотеки:

  • работа с музейными и архивными фондами,
  • развитие краеведческой фактографии,
  • создание современных и востребованных электронных краеведческих продуктов,
  • краеведческая генеалогия и история семей,
  • экскурсионно-туристическая краеведческая деятельность,
  • новые формы краеведческой работы,
  • продвижение краеведческих ресурсов, продуктов и услуг библиотеки в цифровой среде и др.

Вызовы времени:

  • Снижение интереса к книге и чтению;
  • Изменения в психологии чтения и психологии восприятия текста (формирование т. н. «клипового»сознания);
  • Изменения в издательской политике по отношению к краеведческому материалу;
  • Конкуренция в сфере информационных технологий.
  1. Новые формы краеведческой работы

1)Историко-краеведческий квест – сравнительно новое направление в деятельности библиотек. Главные его цели – возрождение интереса к истории и культуре края, популяризация соответствующей литературы, поднятие престижа чтения

Задачи историко-краеведческого квеста:

-образовательные: обучение навыкам литературно-творческой деятельности, формирование у юных читателей комплекса знаний о литературе и природе малой родины;

воспитательные: привитие бережного отношения к литературно-историческому и природному наследию родного края, духовное и творческое совершенствование;

— развивающие: развитие у детей внимания, творческой инициативы, воображения, логического мышления.

Чем интересен историко-краеведческие квест?

Целенаправленность. Наряду с образовательными целями обеспечивается проведение интересного досуга вместе с друзьями.

Количество объектов показа. За сравнительно короткий промежуток времени можно осмотреть большее число объектов.

Четко выверенный путь. Маршрут оговаривается заранее, он может быть линейным (движение вперед) или кольцевым (по кругу).

— Разнообразие. Помимо осмотра самых известных объектов можно ознакомиться с памятниками культуры и истории, которым не придают значения в ходе обычных экскурсий.

Продолжительность. 1,5-2 часа.

Контакты участников. Комфортное и раскрепощенное взаимодействие участников.

Интерактивность. В большей степени присутствуют элементы игры.

Количество участников. Практика показывает, что лучше создавать две или три мобильные команды наполняемостью в 8-10 человек.

Подготовительный этап проведения игры. Для участников квеста надо заранее подготовить наклейки. Например, желтые для одной команды и зеленые — для другой. Распечатать карты путешествия, конверты с вопросами

запечатать «сургучом». За несколько часов до начала квеста, спрятать конверты в заранее определенных местах. Определить сопровождающих для команд. Познакомить участников квеста с правилами игры.

В заключение квеста можно организовать чаепитие с награждением его

участников.

2) ДИЛИЖАНС

  • Дилижанс краеведческий — мероприятие проводится в игровой форме, стилизация дороги или путешествия с обязательными остановками — станциями, опушками, островами, тропинками, домиками. Задания – краеведческой тематики.
  • Интеллектуально-творческий конкурс «Литературно-краеведческий дилижанс»

Представляет собой путешествие по улицам города. Его участники готовят творческие работы по истории названия улицы. Основной целью конкурса явилось привлечение внимания к литературному наследию через изучение истории названия улиц города, носящих имена поэтов и писателей.

3) Краеведческая Арт-встреча — встреча с местными деятелями искусства (художниками, мастерами ДПИ, музыкантами).

Арт-встречи организуются для тех, кто интересуется творчеством, будь то музыка, живопись, танец или фотография. Арт-встречи – отличное место для того, чтобы не только проявить свои таланты и получить стимул для собственной творческой активности, но и открыть для себя новые стороны своих друзей. Каждому ребенку и взрослому такие встречи помогают раскрыть свои творческие способности, дают возможность быть услышанным и увиденным.

4) Краеведческое литературное караоке «Музыка в слове» — это конкурс чтецов, который проводится под музыкальное сопровождение. Чтение краеведческой поэзии на фоне музыки усиливает выразительность текста, усиливает силу воздействия  на читателей.

Как в караоке — звучит мелодия, и мы поем песню, так в краеведческом литературном караоке — звучит музыка, и мы читаем стихи местных авторов. Музыкальное сопровождение подобрано к ритму, размеру стихотворения, и даже к тому настроению, которое оно несет.

5) Краеведческий библиошопинг— форма массового мероприятия, в ходе которого один участник мероприятия предлагает другому участнику «купить» книгу из краеведческого фонда библиотеки, прорекламировав ее.

6) Библио — такси — «Любимые места родного города».

Библиотекарь приглашает собравшихся гостей проехать на виртуальном такси по улицам города до конечной остановки – «Библиотека». Путешествие сопровождается красочной слайд–презентацией, создающей впечатление движения по заявленному маршруту. На каждой остановке «пассажиры» узнавали что-то новое о родном городе.

7) Видео -галерея  «Исторические памятники нашего города»

Библиотека создаёт видео-галерею «Исторические памятники нашего города», сочетая демонстрацию слайдов по историческим улицам родного города с фотографиями читателей, известных людей города на фоне городских памятников. Школьники, участники мероприятия, с интересом рассматривают на экране свои фотографии на фоне городских памятников и с удовольствием слушают рассказы о героях и историю появления каждого памятника.

8) Краеведческая книжная выставка-акция «Читательское жюри» Читателям предлагается не только прочитать, но и оценить содержание книг по краеведению. После прочтения на форзац книги приклеивается маркер определенного цвета. Критерии оценки такие: красная наклейка — «книга просто супер!», желтая — «интересно, но не очень», зеленая — «даже и читать не стоило». В результате любой читатель по этим наклейкам может судить, понравилась ли эта книга другим.

9)  Лингвокраеведческие  экскурсии

Лингвокраеведение – это уникальное явление на стыке наук: географии, истории, краеведения, филологии и литературы.

Данный проект ориентирован на тех, кто хочет узнать о родном городе и крае как можно больше интересного. Он для людей, легких на подъем, любящих живое общение и экскурсии, для гостей города, желающих познакомиться с его историей и культурой. Для тех, кто помнит, «как это было…», и для активных пенсионеров, жаждущих интересных событий в жизни.

Источник: Грани культуры, 2021, №15, С.22

http://culture34.ru/upload/iblock/16c/16c343ef8c6d16e3d74f4e88bcfe975c.pdf

10) День  говорящей  книги  по  краеведению

Что такое говорящая книга? Это чтение вслух. Надо помнить, что внимание детей быстро рассеивается, они отвлекаются от текста, перестают его воспринимать, поэтому чтение вслух, прослушивание аудиокниг должно быть активным — сопровождаться слайд презентацией, посвященной автору книги, викториной.

11) Игра «Вип — гид»

Каждый участник игры пробовал себя в качестве гида-экскурсовода. Его задача – разработать свой маршрут для важного гостя по городу с посещением различных достопримечательностей. Работы, представляемые детьми, могут были оформлены в разных видах (путеводители, буклеты, слайд и видео презентации). Для помощи в оценке работ можно пригласить преподавателей истории, литературы, географии. Работы могут составить краеведческую коллекцию и храниться в библиотеке.

12) Краеведческий конкурс творческих работ «В истории города — моя страница».

-лучший фотоснимок  «История моего города в лицах и событиях»

-лучшее сочинение  «Событие 2021 года»

-лучший рисунок «Я вырос здесь…»

13) Краеведческий  «калейдоскоп»

Слово «калейдоскоп» в переводе с греческого означает — «Красивый вид» и …скоп — трубка с зеркальными пластинками и осколками разноцветного стекла, в которой можно наблюдать быстро сменяющиеся симметричные цветовые узоры. Это детская игрушка. А в переносном смысле — калейдоскоп — это быстрая смена лиц, событий, в данном случае, связанных с краеведением.

14)  Мини-музеи при библиотеках

Создают мини-музеи при библиотеках, собирая исторический материал, предметы материальной и духовной культуры. Создаются как музеи русской традиционной культуры, так и музеи других национальных культур. Материалы и экспонаты музеев активно используется не только при обслуживании пользователей в стенах библиотеки, но и в массовых мероприятиях, проводимых совместно с клубной системой (юбилеи села, национальные праздники).

15) Краеведческая  печа-куча — новый формат презентаций, имеющих привлекательную, яркую внешнюю оболочку, взятый на вооружение библиотекарями. Он был придуман в Токио (в переводе с японского «Печа-куча» – болтовня) и подразумевает рассказ-презентацию, где выступающие (спикеры) готовят доклады, дополняя их красочными презентациями из 20 слайдов. Время для показа одного слайда и его комментария – 20 секунд, и в сумме выступление каждого оратора длится не более 6 минут 40 секунд. После каждого рассказа слушатели могут поделиться своим мнением или задать вопрос. Доклады следуют один за другим. Обычно на таком мероприятии делают от 8 до 12 докладов. Тематика выступлений может быть самая разная, но в данном случае – краеведческая.

  1. Перспективные направления краеведческой библиографии в современной библиотеке

       Библиографическое краеведение – самая активная сфера деятельности современных библиотек.

Краеведческая библиография – это библиография, назначением которой является подготовка и распространение библиографической информации, связанной по содержанию с определенной местностью в стране.

Краеведческая библиография — важнейшее средство информации о вышедшей в прошлом и вновь выходящей литературе о регионе. В ее задачи входит выявление, учет, характеристика и популяризация краеведческой литературы. Основной общественной функцией краеведческой (региональной) библиографии является создание и распространение информации о документах, посвященных определенной местности в стране. Она активно способствует всестороннему изучению края (региона), его природы и ресурсов, общественной, экономической и культурной жизни, исторического прошлого.

            В рамках научной деятельности библиотеки активно сотрудничают с региональными и городскими музеями, учреждениями культуры и различными общественными организациями, которые занимаются изучением территории.

Основными направлениями библиографической деятельности современных библиотек по краеведческому направлению являются:

— Формирование, организация и хранение фондов краеведческой литературы

— Библиографическая обработка краеведческих документов и периодических изданий

— Формирование и использование краеведческого справочно-библиографического аппарата

— Создание  краеведческих  библиографических  продуктов

— Библиотечно-библиографическое обслуживание

— Продвижение источников библиографической информации

Проектный подход

Пополнению краеведческих ресурсов привлекают учащихся, используя проектный подход. Эту практику можно считать удачной, и вот почему.

Проектный подход под руководством сотрудника библиотеки является перспективной формой повышения внимания к чтению у студентов и школьников, а также позволяет приобрести навыки командной работы.

В то же время проектный подход — новый тренд, который активно применяется в современном образовании. И в качестве одного из путей развития библиотеки выбирают именно его при сопровождении школьных проектов. Благодаря проектной деятельности пополняется фонд краеведческими документами, издаются новые материалы, проводится исследовательская деятельность, повышается уровень знаний по краеведению у школьников.

Проект «Я вырос здесь, и край мне этот дорог»

https://www.bgunb.ru/bgunb/biblonline/resource/bibproekt/kray/viros_zdes.pdf

Библиотечный проект по краеведческому воспитанию детей и подростков  «Колесо истории, или Путешествие по родному краю»

http://biblio56.ucoz.ru/News/2018/doc/13-proekt_cdb-koleso_istorii.pdf

Любой краеведческий проект – это способ интегрироваться в культурную среду региона. Для этого необходимо несколько условий:

— Наличие качественного краеведческого фонда

— Знание  потребностей  в  краеведческой информации (культурного,

промышленного профиля региона, школьных программ и т. п.)

— Умение вести переговоры с учреждениями культуры, прессой

— Умение представлять краеведческие проекты, ресурсы в прессе и соцсетях

— Личная заинтересованность сотрудников в популяризации знаний о крае.

Большую ценность имеют краеведческие ресурсы, которые создают библиотеки:

  • — Краеведческие каталоги, картотеки, базы данных
  • — Библиографические пособия разных типов и видов (летописи печати края, персональные, тематические, биобиблиографические и т. д.)
  • — Краеведческие календари знаменательных дат
  • — Путеводители

В последние годы в библиотечном краеведении происходят принципиальные содержательные изменения. Большинство из них связаны с внедрением информационных технологий, которые создают настоящий прорыв. Усилиями библиотек сегодня создаются большие массивы краеведческой информации. При этом обеспечивается доступ к ним различных категорий населения.

Библиотекари создают и продвигают полнотекстовые базы данных. Поиск и сохранение краеведческих материалов, предоставление их широкой публике стало возможным благодаря применению компьютеров, сканеров, фотоаппаратов и другой цифровой техники. Библиотекари сканируют, копируют, перепечатывают, восстанавливают интересные материалы местной истории, консультируясь со специалистами музеев и архивов.

Особенности современного библиотечного краеведения:

  • Бурное развитие интернет-ресурсов, появление быстро меняющихся технологий.
  • Работа в корпорации, создание корпоративных продуктов, ресурсов.
  • Вовлечение пользователей в процесс создания библиотечных электронных продуктов (интерактивные игры, проекты и т. п.)
  • Использование социальных сетей для продвижения краеведческих ресурсов
  • Развитие в библиотеках ранее не свойственных им функций: музейного, архивного, туристического направления в библиотечном краеведении
  • Потребность в библиотеке как месте неформального общения

Особенности библиотечного краеведения — корпоративная работа

Направления деятельности

  • Создание корпоративных электронных каталогов
  • Создание полнотекстовых электронных библиотек
  • Создание порталов, предоставляющих единую точку доступа к удаленным ресурсам, созданным разными организациями

Корпоративные электронные каталоги – Республика Карелия

Корпоративные  электронные  библиотеки

Полнотекстовые библиографические базы данных

Создание собственных интернет-продуктов

На своих сайтах библиотеки создают разделы и рубрики краеведческой тематики, в которых размещают информационные ресурсы (базы данных),  печатную продукцию краеведческой тематики, виртуальные выставки (краеведческие выставки), информацию о своем городе/районе/селе, оцифрованные сборники местных поэтов, информацию о местных поэтах/писателях и другие полезные сведения.

На сайтах многих библиотек открыт доступ к краеведческим базам данных, в том числе и к полнотектовым оцифрованным периодическим изданиям. На сайтах размещаются и  краеведческие электронные энциклопедии, выпуски календарей знаменательных и памятных дат  и многое другое.

Сайт «Краевед Оренбуржья».  Люби и знай родной край.

Оренбургская биографическая энциклопедия

http://orenkraeved.ru/biblioteka/orenburgskie-entsiklopedii/1654-orenburgskaya-biograficheskaya-entsiklopediya.html

Существует как в бумажном формате, так и в электронном.

Содержит информацию по географии, истории, культуре и искусству, геральдике, личностям и музеям, отражает новости и др. информацию краеведческого характера.

Сайт востребован местным сообществом.

Электронный справочник «Литературная Находка»

http://literatura.nakhodka-lib.ru/

Электронный справочник «Литературная Находка» – это долгосрочный проект, который предлагает постоянно пополняемый ресурс, позволяющий ввести всех желающих в литературное пространство Находки и Находкинского городского округа.

Цель проекта: формирование и развитие литературного пространства через создание электронного справочника, аккумулирующего информацию о литературной жизни Находки и Находкинского городского округа, способствующего объединению всех литературных сил и предоставлению творческого и краеведческого потенциала широким слоям населения.

Проект реализуется в 2 этапа:

1-й этап – создание шаблона и наполнение информацией электронного справочника «Литературная Находка»;

2-й этап – продвижение электронного справочника в местном сообществе и информационном пространстве.

      Справочник содержит разделы:

О проекте, Писатели, Поэты, Находка в стихах и воспоминаниях, Библиография.

       Публикуемые Ф.И.О. писателей  и  поэтов располагаются в алфавитном порядке. Каждому автору посвящена краткая биографическая справка и библиография, которая состоит из списка произведений автора, его публикаций в сборниках и в Интернете.

Как история края является частью истории страны, так краеведческие ресурсы являются частью государственной/национальной библиографии. Спецификой краеведческой работы библиотек является распространение сведений о неопубликованных документах, не тиражируемых изданиях.

Библиотека в рамках работы по краеведению может создавать коллекции рукописных воспоминаний, папки-досье и т. п. Всё это – бесценный для истории и её исследователей ресурс.

Краеведческий фонд библиотек позволяет библиотекам привлекать

внимание читателей даже в эру цифровых технологий. Объясняется это тем, что большая часть краеведческих материалов до сих пор не оцифрована, и пользователю, если он желает ознакомиться с книгой, приходится обращаться за ней в библиотеку.

Одним из важных способов предоставления краеведческой информации является использование средств сети Интернет. Библиотеки повсеместно размещают краеведческую информацию в Интернете, создавая рубрики и страницы на сайтах библиотек, создавая самостоятельные краеведческие сайты и блоги. Ценность созданных электронных ресурсов — в сохранении документального наследия своих регионов, пропаганде и продвижении информации о них.

На краеведческих страницах своих сайтов и блогов библиотеки представляют следующую информацию:

— история региона/района/населенного пункта

— официальные символы: гимн, герб, флаг

— памятники и памятные места

— ветераны ВОВ и горячих точек

— природные памятники

— аннотированные источники, находящиеся в фонде библиотек,

— сценарии краеведческих мероприятий.

Блог нашей библиотеки по краеведению – «Михайловский краевед»  https://mihkraeved.blogspot.com/ 

       Краеведческая информация нашла отражение в официальном блоге нашей библиотеки – Михайловском краеведе.

Он  был создан в 2012 году к 250-летию со дня основания г. Михайловки. Цель его создания – сбор  и популяризация краеведческой информации, касающейся истории, культурной жизни города,  природы, знаменитых земляков и т.п. Блогу  9 лет и 8 месяца, он имеет 140 постоянных читателей и около 448 тыс. просмотров.

Наш блог ориентирован на всех, кто интересуется Михайловкой, её историей, природой, культурой, традициями.

В блоге есть тематические страницы: Важные события, История города, Знаменитые земляки, Геральдика, Краеведческий календарь, Новинки краеведения, Природа и экология, Михайловка литературная, Культурная жизнь города,  Это – интересно! Анонсы, Поздравления и др.

Недавно созданы новые страницы блога: Литература края, Михайловка в цифровом формате, Православная Михайловка, Декоративно-прикладное искусство, «В названьях улиц – Героев имена…»  и  др. Последняя страница создана по следам историко-краеведческого проекта «Героическая карта Михайловки в названиях улиц», в котором приняли участие все городские библиотеки. (https://mihkraeved.blogspot.com/p/blog-page_19.html ).

К 75-летию Сталинградской битвы (2018г.) была выделена отдельная страница в блоге – «К юбилею Сталинградской битвы» (https://mihkraeved.blogspot.com/p/blog-page_6.html), на которой нашла отражение самая разнообразная информация: герои и загадки битвы, воспоминания и новые издания, сценарный и методический материал, издательская продукция о битве.

Также на отдельную страницу блога был выделен «Календарь Сталинградской битвы» (Хроника огненных дней) (https://mihkraeved.blogspot.com/p/blog-page_25.html).

Каждый день на протяжении 200 дней мы рассказывали  нашим читателям о том, что происходило в этот день в 1942 и 1943 годах на Сталинградской земле.

К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (2020г.) в блоге была выделена страница «К 75-летию Победы» (https://mihkraeved.blogspot.com/p/75.html), где нашла отражение информация о михайловцах – участниках ВОВ.

Примером качественного краеведческого ресурса в области библиотечной блогосферы является Мурманский блог «Роза ветров. Север» (http://murmansk-nordika.blogspot.com/), блог о Мурманской области, хороших книгах и информационных технологиях, который ведет Полярная Сова (М. А. Орешко).

Происходящие в России социально-экономические, национально-культурные преобразования, быстро развивающаяся информатизация общества оказывают влияние и существенно меняют краеведческую деятельность библиотек. Происходит повсеместный процесс формирования электронных ресурсов и их неизбежная интеграция.

В настоящее время доступность краеведческих ресурсов библиотек никак нельзя признать достаточной; краеведческие материалы библиотек продолжают оставаться неизвестными для потенциальных пользователей.

И как верно отметили коллеги из Томска в одной из своих публикаций: «Организация многоаспектного доступа к краеведческим ресурсам через различные электронные формы – наиболее перспективный путь для дальнейшего развития этого направления работы в библиотеках».

Электронные краеведческие ресурсы библиотек постоянно развиваются и воплощаются в новые формы. Краеведческая информация давно стала частью мировых информационных ресурсов. Представляя ее в Интернет, библиотека не только обеспечивает доступность создаваемой информации, но распространяет знания о своем регионе, способствует формированию и развитию информационных краеведческих потребностей. Несомненно, эта деятельность способствует наращиванию интеллектуального потенциала родного края, сохранению культурного наследия региона и, конечно же, обеспечивает право каждого человека на свободный доступ к информации.

Организация многоаспектного доступа к краеведческим ресурсам на сайтах библиотек — наиболее перспективный путь для дальнейшего развития этого направления работы в библиотеках.

Список  источников

Бражникова, С. Электронный ландшафт села. Продвижение цифровых форм литературы в регионе / С. Бражникова // Библиополе —  2016. — №9. — С.13-18.

Бухаркина, Е. Край родной, сторона лесная : проект для взрослых и детей, объединивший темы краеведения и защиты окружающей среды / Е. Бухаркина  // Библиополе. — 2017. — №1. — С.55-59

Елисеева, Т. Р. Скрайбинг, сторителлинг и велопробег : инновации  в краеведении  / Т. Р. Елисеева // Современная  библиотека. — 2016. — №10. — С.62-65.

Конкина, Г. Энциклопедия родного края. Создание краеведческого

ресурса библиотеки  / Г. Конкина // Библиополе  – 2017. – №7. – С.49-51.

Кравченко, М. В. Мой край ни в чём неповторим : туризм как перспективное  направление библиотечной деятельности  / М. В. Кравченко // Современная библиотека – 2013. – №4. – С.4–8.

Маслова, А. Н. Краеведение и библиотека : Избранные статьи / А. Н. Маслова. – Санкт-Петербург : Профессия, 2010. – 368 с. – (Библиотека).

Справочник библиографа  / научный редактор Г. Ф. Гордукалова, Г. В. Михеева. – 4-е издание, исправленное и дополненное. —  Санкт-Петербург : Профессия, 2014. – 768 с.

Справочник библиотекаря / научный редактор А. Н. Ванеев. – 4-е издание, переработанное и дополненное. – Санкт-Петербург : Профессия, 2010. – 640 с. – (Библиотека).

Электронные ресурсы

Иванова, Н. В. Краеведческая деятельность библиотек на современном этапе: новые  задачи и новые возможности: консультация

http://ulyanovbib.blogspot.com/2018/03/blog-post_13.html

Лапина, Т. В. Новые формы краеведческой деятельности библиотек : (инновации в массовых мероприятиях) (2020)

https://infourok.ru/novye-formy-kraevedcheskoj-deyatelnosti-bibliotek-4153502.html

Путеводитель по краеведческим ресурсам на библиотечных сайтах Интернет

http://nlr.ru/res/inv/kray/types.php

Чагина, О. В. Инновационные массовые формы работы с читателями: из опыта работы Российских библиотек : (письменная консультация) (Бикин, 2019)

http://bikin-biblio.khv.muzkult.ru/media/2019/07/02/1261405932/innov._formy_3.PDF

Ягодкина, В. А. Библиотечное краеведение и работа библиотек России с наследием

http://metod.library.karelia.ru/files/141.pdf

Информационное сообщение подготовлено

Л. Б. Лоневской, зав. библиотекой №4.

Выставка краеведческих библиографических пособий библиотеки № 4
2.Краеведческая библиография: издательская деятельность МЦБСТ (библиограф МЦБСТ Н. В. Тонконогова)

3.Краеведческие издания (и рекомендательные, и информационные) ЦГДБ (библиограф ЦГДБ Г. С. Белицкая)

 

4.Загляните в альбом: альбомы Катасоновской библиотеки № 35 (зав. Катасоновской библиотекой № 35 Ю. А. Орлова)

 

5.Краеведческие разрезные буклеты: Мастер-класс о том, как сделать объемные буклеты с помощью приложения Microsoft Publisher проводит главный библиограф «ЦБС» Н. В. Фомичева (из занятия «Школы библиографа»)

 

Выставка «Краеведческие библиографические пособия», на которой представлены пособия Централизованной библиотечной системы г. Михайловки

 

Информационная выставка, посвященная юбилею ЦГБ, на которой были представлены объемные краеведческие буклеты

 

Спасибо за внимание!

 

28. 10.2020.

Вебинар

«СБА библиотеки: каталоги, картотеки» для сотрудников  муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованной библиотечной системы г. Михайловки»

Уважаемые коллеги! Предлагаем вашему вниманию некоторые выступления участников вебинара.

С. В. Фатнева рассказывает (в письменной форме) о каталогах в библиотеке. Нажимайте на ссылки для того, чтобы посмотреть выступление.

Автоматизированная система ИРБИС

Алфавитный каталог

Систематический каталог

Выступление Н. В. Тонконоговой «Систематическая картотека статей»

Выступление Н. В. Фомичевой «Краеведческая картотека как часть справочно-библиографического аппарата библиотеки»

 

 

 

Выступление Г. С. Белицкой о СБА детской библиотеки и, в частности, краеведческой картотеке

Предлагаем вашему вниманию некоторые выступления участников вебинара «Современная проектная деятельность в библиотеках: участие в грантовых конкурсах различных уровней»

Выступление консультанта отдела по культуре, молодежной политике, спорту и развитию туризма администрации городского округа город Михайловка

Е. Ю. Долговой о проектной деятельности, ч. 1

Выступление Е. Ю. Долговой о проектной деятельности, ч. 2

Выступление заместителя директора   по библиотечной работе  В. Н. Селезневой о модельных библиотеках

Ссылки о модельных библиотеках в Интернет-источниках предоставила главный библиограф «ЦБС» Фомичева Н. В.

Модельные библиотеки (ссылки по теме)

https://pit-bibl.srt.muzkult.ru/bibliotekamodelnaya
https://www.gazeta.ru/culture/2019/07/10/a_12490213.shtml
https://aif.ru/culture/book/mobilnye_modelnye_v_regionah_rossii_otkryvayutsya_biblioteki_novogo_tipa
http://portal.pskovlib.ru/modelnie-biblioteki/metod-recomendation-model-lib
https://culture.gov.ru/about/national-project/publications/moda_na_knigi_kak_modelnye_biblioteki_stali_mestom_dlya_uvlekatelnogo_dosuga/
https://daily.afisha.ru/brain/15637-v-rossii-otkryvayut-biblioteki-novogo-tipa-posmotrite-kak-oni-vyglyadyat/
https://ria.ru/20191213/1562223207.html
https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/577695
https://unatlib.ru/librarians/methodical-materials/informational-and-analytical-materials/briefs/392-modelnye-selskie-biblioteki
https://lenta.ru/news/2020/07/22/biblemink/
https://rg.ru/2020/07/21/reg-pfo/rossijskie-biblioteki-stanoviatsia-bolshe-chem-prosto-knigohranilishcha.html
http://akunb.altlib.ru/upravlenie-bibliotekoy-vyipusk-15-modelnyie-biblioteki/
https://sova.info/programs/o_chem_govoryat/?id=1581958538
http://tv-in.ru/novosti/gorod/modelnaya-biblioteka.html
https://moskva.bezformata.com/listnews/biblioteki-perehodyat-v-modelniy-format/86172446/

Выступление Трудниковой Е. Г., зав. Центральной городской детской библиотекой МУК «Централизованная библиотечная система г. Михайловки»

Выступление Гуровой Н. И. , зав. Сенновской библиотекой № 21

Выступление зав. Карагичевской библиотекой № 34 Сенякиной Л. Г.