Вебинары

2023 год

«Библиографическая работа с детьми» — вебинар «Централизованной библиотечной системы г. Михайловки»

Выступление главного библиографа ЦБС Н. В. Фомичевой

О традиционном – по-новому: формы массовой работы с детьми в рекомендательной библиографии

(Использованы материалы Т.В. Ксенофонтовой, зав. организационно-методическим отделом
(по материалам профессиональной прессы)
, Нижегородская государственная областная детская библиотека имени Т.А. Мавриной ; изображения и тексты взяты из свободного доступа в сети Интернет)

   Три основных вида библиотечной деятельности посвящены трем взаимосвязанным видам рекомендательной библиографии: это библиотечная выставка, библиографический обзор и рекомендательные библиографические издания и картотеки, проведением и созданием которых занимаются все без исключения библиотеки.

Главной их целью является раскрытие фонда, все они могут быть:

  • как самостоятельными, так и частью комплексного мероприятия;
  • по содержанию – универсальными, тематическими и жанровыми;
  • по назначению – информационными и рекомендательными.

1.   О библиотечных выставках много говорить не буду, потому что про библиотечные выставки много говорили ранее.

Реклама выставки

   Часто бывает, что, оформив выставку, думая, что работа завершена, мы о ней забываем. Стоит ли при этом удивляться низкой популярности выставки? Как же к ней привлечь внимание? Для этого существует много приемов, как новых, так и традиционных. Традиционные – вы все знаете: индивидуальная или групповая беседа, краткий обзор у выставки или подробный рекомендательный обзор лучших книг. Интерес к выставке резко возрастет, если вы разработаете вопросы викторины, ответить на которые можно только прочитав книги с выставки. Интерес может вызвать конкурс на самого внимательного или активного читателя книг с выставки.

   Из форм поновее представления книжной выставки, но при этом самых трудоемких и сложных — премьера или презентация  книжной выставки. 

   Еще одной из эффективных форм рекламы книжной выставки являются плакаты-объявления и индивидуальные приглашения для читателей. Самое главное здесь – правильно составить рекламный текст, который должен привлечь внимание, убедить в необходимости воспользоваться вашим предложением, заставить запомнить основную мысль, заставить посетить вашу библиотеку.

Например: Девчонки и мальчишки!
                     А также их родители!
                     Вы новенькие книжки
                     Увидеть не хотите ли?
                     Специально для вас!
                     Здесь и сейчас!
                     Мы рады видеть вас в нашей библиотеке
                     Ежедневно, кроме субботы, с 10 до 17 часов.

А можно и так:

Вы устали проводить вечера у телевизора?
Вас привлекает все загадочное и таинственное?
Вы хотели бы сами попытаться объяснить необъяснимое?
Именно для вас в нашей библиотеке оформлена выставка
«Путешествуем за чудесами».
Загадочная Атлантида, таинственный «снежный человек»,
Коварный Бермудский треугольник ждут встречи с ВАМИ!
А, может, разгадка близка? Стоит лишь открыть книгу…
Всех любителей загадок и тайн мы рады видеть в нашей библиотеке
с 10 до 17 часов.
Ежедневно, кроме субботы.

 Анализ эффективности выставки

   Прежде всего, эффективность необходимо учесть. Можно делать вот что. Для этого соответствующая пометка делается в читательском формуляре. В «Дневнике библиотеки» выделяется графа, в которую ежедневно заносится число документов, взятых с выставки. Во все документы, представленные на выставке, можно вставить цветную закладку, которая переносится в читательский формуляр, когда книгу берет читатель. Но в последние годы для изучения эффективности выставочной работы широко используются анкетирование читателей (и у нас в ЦГБ в том числе)..

Какие бывают выставки? Перечислю некоторые виды:

  • Выставка новых поступлений
  • Выставка по актуальным темам и проблемам
  • Персональная выставка
  • Выставки к знаменательным и памятным датам
  • Жанровая выставка
  • Выставка в помощь изучению школьных программ

Нетрадиционные виды выставок

  • Выставка-дискуссия

Например:  «Николай II: кто он?»

  • Книжная выставка-словарь

Например, выставка по литературе. Разделы: «Прототип», «Псевдоним», «Пародия».

  • Выставка одной книги
  • Выставка одного журнала, газеты
  • Выставка одной публикации
  • Выставка забытых книг

Цель – напомнить о хороших художественных и научно-популярных книгах. «Любимые детские книги наших пап и мам»

  • Книжная выставка-диалог
  • Выставка-кроссворд
  • Выставка-конкурс
  • Выставка-хобби
  • Выставка-досье
  • Выставка-игра
  • Выставка-ателье
  • Выставка-экспозиция

  Главное в любой выставке – это ее идея, главная мысль, которую вы должны донести до читателя. Книжная выставка должна стать частью, а лучше основой целого комплекса мероприятий, посвященных определенной теме.

   В этот комплекс могут входить самые разнообразные формы библиотечной работы с детьми: беседы, громкие чтения, обзоры, викторины, игры, конкурсы, детские утренники, дни рождения литературных героев, обсуждения книг, Дни информации, Дни библиографии.

2.   Библиографический обзор

   Обзор – устный рассказ о документах. Широко применяется в библиотеках разных типов, как форма устной пропаганды литературы. Различаются обзор новых поступлений и тематический обзор.

   Требования к библиографическому обзору – научность и логичность изложения материала, четкость и наглядность. Обзоры проводятся как самостоятельно, так и являются составной частью комплексных мероприятий типа ДИ, ДС и другие.

   Обзор может быть как у книжной выставки, так и самостоятельным. Многие вопросы, которые, посвященные выставкам, характерны и для обзора (выбор темы, отбор литературы и другие).

   У обзора есть свои закономерности и правила проведения. Так, рассказывая о той или иной книге, следует взять ее в руки, продемонстрировать обложку, показать, как ты просматриваешь новую книгу, на что обращаешь внимание. Важно внятно проговорить выходные данные, а то и несколько раз произнести термины, обозначающие, например, элементы книги. Причем, проделывать это необходимо в разной возрастной аудитории, в том числе и для маленьких читателей, которым эти самые данные пока еще толком ничего и не скажут, но отложатся в их памяти, как какие-то магические действия. Зачем? А зачем в театре перед началом спектакля дают три звонка, зачем звучит увертюра перед музыкальным спектаклем или пробегают титры в начале фильма, зачем вилка и нож на столе? Культура должна быть слегка консервативной и слегка элитарной. А библиотека – носитель этой самой культуры, в том числе и книжной. Обзоры литературы для детей, как правило, устные. Чем более подготовлен читатель, тем меньше надо приемов, направленных на то, чтобы увлечь, настроить, заинтересовать, подготовить к чтению.    Обратимся к обзору для школьников, который носит не столько информационный, сколько рекомендательный характер. При проведении обзора в подаче той или иной книги используются разнообразные приемы:

  • начать рассказ с самого интересного;
  • рассказать об авторе, напомнить о других произведениях, им написанных;
  • показать иллюстрации;
  • предложить несколько интригующих вопросов, на которые можно получить ответы, прочитав книгу;
  • дочитать до самого интересного места, оборвать чтение, предложив читать дальше самим;
  • привлечь отзывы других читателей, лучше всего их сверстников;
  • показать несколько книг, сходных по тематике, имеющихся в библиотеке, и обратить внимание на то, чем отличается именно эта;
  • рассказать о прототипах героев или реальных событиях, которые легли в основу книги;
  • обратить внимание на переводчика, сравнить разные переводы.

   Подчас в обзоры вплетаются разнообразные приемы, вплоть до викторин. Ведь читателю – ребенку важно дать почувствовать, что он тоже многое знает и что тебя, взрослого, волнует и интересует его опыт.

   Одна из типичнейших ошибок библиотекаря – так увлеченно и подробно рассказывать о книге, что слушателя в результате ждет разочарование: все уже пересказано, а стоит ли читать?

   Самое трудное из того, чего требует методика обзора, – дать установку на чтение: «Когда будете читать, попытайтесь ответить на вопрос…»

   Самые типичные обзоры для школьников – посвящены школьным предметам.

   Просматривайте отзывы читателей «Моя любимая книга» и делайте по ним обзоры.

   Обзор «По страницам телепередач» для тех, кто  любит смотреть телевизор. В такой обзор можно включать книги, которые положены в основу экранизаций, публикации в журналах и книги по темам «умных» телепередач типа «В мире животных», «Диалоги о животных», «Клуб путешественников».

   Обзоры серий книг – «ЖЗЛ» или современных серий. Недаром маркетологи всегда делают ставку на серийность.

   К новым формам библиографических обзоров относятся очень популярные сейчас Электронные презентации, WEB-обзоры, видео-обзоры.

Дополнительными элементами любого обзора могут быть: музыка, викторины, библиоколлаж, приглашение гостя.

3.   Рекомендательные библиографические издания и картотеки

   Рекомендательная библиография испокон веков была источником информации для читателей-детей.  В ней должна быть не только традиционная стабильная часть, но и обязательное текущее звено, новые книги, что позволило бы самим читателям следить за информацией о выходящей литературе.

   Эту информацию необходимо отбирать, обращая внимание читателя на самые интересные книги. Она должна учитывать особенности восприятия информации детьми, быть яркой, разнообразной по форме, в ней необходимо применять игровые приемы, желательно широко использовать сам текст в рассказе о книгах.

   Опыт работы детских библиотек показывает, что к рассказу о книгах могут успешно привлекаться и сами дети.

Создавая информацию для детей, стоит участь выводы научных исследований. Например, выводы, полученные в результате исследования «Российские подростки в информационном мире», проведенном Санкт-Петербургским университетом культуры:

  • учитывать, что взгляды взрослых и детей на важность той или иной информации нередко не совпадают; актуальные для подростков темы часто не затрагиваются в информационной деятельности;
  • помнить, что косвенная информация усваивается гораздо лучше, чем информация «в лоб»;
  • менять подходы к подаче информации, ее формы;
  • шире использовать для информации каналы, преимущественно предпочитаемые детьми (компьютеры);
  • активно привлекать к работе самих детей, поддерживать издания, выпускаемые самими детьми или при их участии, разрабатывать специализированные пособия, например, «Подростки информируют подростков»;
  • использовать не только публицистические, но и художественные формы подачи информации;
  • использовать диалоговые формы общения: вести активный диалог на острые темы, особенно с подростками 12-14 лет;
  • включать в информацию в целях повышения ее эффективности элементы субкультуры подростков: граффити, надписи на футболках, значках и др.;
  • реализовывать широкие коммуникационные возможности компьютерных игр как канала общения с подростками на социально значимые темы;
  • размещать информацию для детей на принятых в их среде носителях;
  • использовать привлекательные для подростков «взрослые» носители информации для доведения до юной аудитории полезных для нее знаний.

   Детские библиотеки принимают активное участие в создании библиографических изданий для детей, родителей и педагогов.

   Библиографическое издание для детей – это, помимо прочего, средство управлением чтением, формирования у детей читательского интереса.    

    Сегодня детские библиотеки располагают богатыми и разнообразными по содержанию фондами, грамотными специалистами, техническим оснащением. Всё это позволяет выполнять составительскую работу на новом современном уровне и делать её привлекательной для разных групп пользователей библиотеки.

   В ЦБС г. Ейска Краснодарского края был организован конкурс профессионального мастерства – на лучшее библиографическое издание (Библиотека. – 2004. – № 12). Первое место заняло пособие «Великолепная семерка». Оформлено оно в виде воздушного шара с серией рекомендательных списков, лежащих в корзине этого «шара». Названия у этих списков следующие: «Биология», «География», «Русский язык», «Математика», «История», «Физика», «Химия». Книги, подобранные в этих списках, в основном, занимательного содержания. Например, по математике это не просто учебные задачи, а «приключения в математической стране», по географии «Занимательная минералогия». Одним словом, главная цель этой работы – привлечь интерес к школьным предметам.

   Следующее издание для детей – «Волшебный сундучок» действительно представляет собой сундучок, где хранятся списки сказок и сами сказки. Материал в нем дается следующим образом: ребенок сразу узнает из него, что сказки бывают народные и литературные, именно так они и располагаются в данном пособии в ярком, красочном и оригинальном исполнении.

   Еще одна юбилейная продукция была посвящена 300-летию Санкт-Петербурга и так и называлась «Виват, Санкт-Петербург!». Целью было познакомить со всеми книжными, журнальными и прочими публикациями, связанные так или иначе с юбилеем Петербурга. А выглядело пособие так: на огромном плакате изображен большой корабль с 25 парусами-карточками, содержащими описание книг и статей с аннотациями, а сбоку – развернутый свиток с рассказом о самом пособии. К изданию прилагалось несколько фотоизображений с видами города.

   Следующая работа – яркая и экзотичная – посвящена удивительной стране восходящего Солнца. Название этой картотеки «Япония и японцы». Каждый разделитель – оранжевого цвета либо в форме веера, либо в форме крыш японских домиков. Кроме традиционной информации о культуре, политике, экономике страны, полезной учащимся, здесь имеются разделы, представляющие интерес и для более широкого круга читателей: о национальной кухне, чайной церемонии, икебане, бонсае, боевых искусствах и другое.

   Третье место заняла работа «Космическая одиссея». По форме это летающая тарелка, яркая, блестящая, со звездами, а возле нее – инопланетянин, предлагающий юным читателям заглянуть вовнутрь. А там… тематическая картотека и в ней произведения фантастики, изданные в последние годы. Карточки все в форме звезд разных цветов.

   Сельская библиотека-филиал сделала детский рекомендательный список в виде книжки-раскладушки под названием «Сказка – ложь, да в ней намек». Он содержит несколько разделов: волшебные сказки, сказки о животных, социально-бытовые сказки и т. д. Список призван привить ребенку любовь к книге через сказку, развить его речь, фантазию и мышление.

Библиотрансформер

Библиотрансформер – это максимально полная фактографическая и библиографическая информация об объекте библиографирования, на основе которой можно подготавливать другие формы библиографических изданий.

   Про библиотрансформер неоднократно рассказывала на семинарах зав. библиотекой № 4 Людмила Борисовна Лоневская. Её библиотрансформер «Здравствуй, город надежд!» : Михайловке посвящается» занял III место в Областном конкурсе на лучшее библиографическое издание среди муниципальных общедоступных библиотек Волгоградской области в 2022 году. Самостоятельно познакомиться с этим изданием можно на нашем сайте http://cbsmih.ru/?p=20472 (пост от 18 декабря 2022 года). Спасибо за внимание!

Выступление библиографа ЦГБ Г. С. Белицкой

Библиотечный урок как основной вид деятельности библиотеки по формированию информационной культуры детей и подростков

 Библиотечные уроки в начальной школе

 Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело.                                                                                                                                                 К.Д. Ушинский     Современный человек должен не только уметь читать, писать, говорить, но и обладать информационной грамотностью, дающей возможность каждому не просто получать информацию, но и уметь ее оценить и применить для себя, сделать ее полезной.

    Сегодня одной из важных задач детской библиотеки является задача научить детей  быть творчески мыслящими личностями, способными ориентироваться в потоках информации.

   Для достижения этой цели особенно важно сформировать у них информационные умения:

  • понимание текста,
  • владение логическими приемами работы с ним,
  • умение работать со справочно-библиографическими источниками.

   Распространение библиотечно-библиографических знаний, развитие культуры чтения и информационной грамотности происходит через различные формы работы в детской библиотеке:

  • индивидуальные и групповые консультации,
  • разнообразные по форме мероприятия,
  • экскурсии по библиотеке и конечно, библиотечные уроки.

   Библиотечные уроки – основной вид деятельности в работе библиотек по формированию информационной культуры личности учащегося, подготовке ребенка к продуктивной самостоятельной работе с источниками информации. 

   При проведении библиотечных уроков обязательно должны соблюдаться определенные требования:

  • систематичность,
  • последовательность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • последовательное усложнение при подаче материала уроков;
  • ориентирование на конкретную возрастную группу учащихся.

   Каждый библиотечный урок должен соответствовать задачам и целям урока:

  • образовательной,
  • воспитательной,
  • развивающей.

Формы проведения библиотечного урока – разнообразны.

Чаще всего используется классическая форма с кратким повтором пройденного, изложением нового материала и его закреплением.

Сегодня актуальны такие активные формы занятий, как:

  • викторины,
  • экскурсии,
  • интеллектуальные турниры,
  • библиографические игры,
  • конкурсы,
  • литературные путешествия,
  • литературные гостиные,
  • устные журналы,
  • громкие чтения с обуждением,
  • информины и т.д.

   Для проведения любой формы занятия необходимо его определенное технологическое проектирование.

   Каждый этап подготовки и проведения требует тщательности, продуманности и, конечно, творческого начала.

   Подготовительный этап занятия предполагает выбор темы, места и форму проведения занятия.

    Необходимо подобрать и изучить

  • нужную литературу,
  • подготовить наглядный материал,
  • оформить книжную выставку по теме,
  • стенды,
  • плакаты,
  • подобрать цитаты.

   Проведение занятия – это основной этап урока.

    Библиотечный урок должен быть ёмкий, эффективный и эмоциональный.

 Он должен формировать знания, умения и навыки в самостоятельной информационной деятельности подрастающего поколения.

   Подведение итогов включает анализ деятельности учащихся на уроке, а также оценку их результатов.

   Результативность библиотечного  урока зависит и от таких моментов, как умение вызвать интерес к теме, доступность  подачи материала.

   Темы занятий для учащихся разных ступеней обучения могут быть одинаковыми, но объем материала меняется в динамике от простого к сложному, от краткого к подробному.

   (Также Темами библиотечных занятий являются экскурсионные мероприятия:

  • знакомство со справочным фондом,
  • правилами пользования библиотекой,
  • правилами обращения с книгой).

   Целью ознакомительного посещения библиотеки является формирование положительной установки на последующее посещение библиотеки детьми.

Главная Цель библиотечного урока сформировать и развить базовые умения и навыки по основам библиотечно-библиографической грамотности.

 А в дальнейшем, и более широкого понятия – информационной культуры.

В нашей Центральной городской детской библиотеке библиотечные уроки проводятся на постоянной основе, так как это эффективная форма работы с юными читателями.

Центральная городская детская библиотека работает с городскими школами, школой-интернатом слабовидящих детей,  детскими садами.

Для всех категорий пользователей библиотека проводит различные библиотечные уроки по следующим темам:

  • Первое посещение библиотеки.
  • Правила и умение обращаться с книгой.
  • Посвящение в читатели.
  • Знакомство с библиотекой (экскурсия).
  • Строение книги.
  • Элементы книги.
  • Газеты и журналы для детей.
  • Структура книги.
  • Выбор книги в библиотеке.
  • Как читать книги.
  • Книга и ее создатели.
  • Справочная литература.
  • Правила работы с ней.

   Таким образом, библиотека реализует образовательную функцию через обучение поиска, отбора информации, развития познавательного интереса к чтению литературы   для подрастающего поколения.

22.02.2023 – Библиотечное занятие «Чарующий мир книги» — 7 шк., 1 кл., 26 чел.

  На мероприятии детям было рассказано о многообразии книжного фонда библиотеки, о умении правильно в нем ориентироваться, находя нужную книгу. Так же мероприятие способствовало формированию умения детей воспринимать авторский текст, воссоздавать картины и образы, анализировать текст, отвечать на вопросы.

  В конце мероприятия дети поиграли в веселые игры.

 Отвечали на вопросы викторин. Подготовила и провела мероприятие  библиограф ЦГДБ Г. С. Белицкая.

 

28.02.2023 — Библиотечный урок «Дружим мы с печатным словом» — 7 шк., 1 кл., 25 чел.

    Мероприятие приурочено к Международному дню родного языка.

    Цели данного мероприятия: расширить кругозор детей, научиться уважать язык и культуру других народов; весело провести время в библиотеке, вспомнить имена литературных героев, приобщиться к чтению.

    Дети узнали о истории праздника, о богатстве родного языка, о том, что язык нужно знать и беречь.

   Для детей были проведены веселые конкурсы: «Веселая викторина: Знание русских слов и их значений»,

«Какие ты знаешь пословицы и поговорки», «Угадай героя сказки по отрывку из текста!», «Составь словечки из слова».

    Подготовила и провела мероприятие библиограф ЦГДБ Г. С. Белицкая.

01.03.2023 – Час чтения «Читайте сами, но интереснее с вами!»3 шк., 4 кл., 21 чел.

   Ребята на мероприятии узнали о пользе чтения, о важности книги в жизни любого человека, о том, какие книги интереснее всего читать в их возрасте. Вслух были прочитаны отрывки из произведений К. Паустовского, Э. Успенского, Е. Чарушина, С. Маршака,  Б. Житкова, Р. Киплинга и книг из серии «Добрые истории о зверятах» Холли Вебб и др.

 А затем юные читатели активно отвечали на вопросы викторины по рассказам и делились своими впечатлениями.

 После мероприятия дети с удовольствием читали рекомендованные книги с выставки. Подготовила и провела зав. ЦГДБ  Е. В. Шеметова.

05.03.2023 — Библиотечный урок-игра «Вы читали Михалкова?» — 7 шк., 1-4 кл., 18 чел.

 Мероприятие посвящено 110-летию со дня рождения С. В. Михалкова. Библиотекарь детям рассказала, что Сергей Михалков — человек-эпоха, человек-легенда, родоначальник знаменитой российской творческой династии.

    С детьми была проведена игра по его произведениям, зачитаны самые известные строки автора, и в конце мероприятия дети сами по ролям читали стихи Михалкова.

Большим успехом пользовалось стихотворение «А что у Вас?». Подготовила и провела мероприятие  библиограф ЦГДБ – Г. С. Белицкая.

22.03.2023 — Библиочас весёлых затей «Книжка открывается – чудо начинается!» — 7 шк., 2-3 кл., 26 чел.

   На мероприятии дети узнали о волшебном сказочном мире детской литературы, о громких литературных именах авторов-писателей, чьи книги нам знакомы с детства.

   Дети отгадывали загадки о литературных героях, о писателях, книгах и пользе чтения. Подготовила и провела мероприятие – библиограф ЦГДБ  Г. С. Белицкая.

24.03.2023 – Праздник книги «И девчонки, и мальчишки – все на свете любят книжки!» — 10 шк., 3 кл., 38 чел.

   Неделе детской Книги – уже 80 лет, и до сих пор этот праздник весело и ярко отмечается в нашей Центральной городской детской библиотеке!

 Ребятам была рассказана история возникновения Книжкиной Недели.

   На этом чудесном празднике детям было рассказано, что значит книга для современного человека, почему она никогда не утратит своей актуальности, почему книги любят и взрослые и дети. Для детей были проведены веселые викторины и подвижные конкурсы.

Дети читали стихи, и под заводную музыку участвовали в играх. Подготовила и провела мероприятие – библиограф ЦГДБ – Г. С. Белицкая.

05.04.2023 – библиотечный веб-обзор «Мир энциклопедий – мир феноменов, загадок и открытий» — 3 шк. – 8-9 кл. – 36 чел.

   Целью мероприятия было формирование у школьников потребности обращению к словарям и навыков работы с ними, способности извлекать из словарей информацию, необходимую для решения учебных задач по разным дисциплинам; воспитание культуры работы со словарями разных типов.

Библиотекарь предложила старшеклассникам подробнее познакомиться с этими источниками информации.

   В ходе мероприятия читатели узнали много нового об энциклопедиях, словарях и справочниках, об истории их возникновения и о современной справочной литературе, о словарях, которые имеются в библиотеке и как правильно ими пользоваться.

 Ребятам были представлены различные серии энциклопедий: «Я познаю мир», «Все обо всем», «Сто великих», и др. Подготовила и провела мероприятие – библиотекарь Е. Л. Калинкина.

05.04.2023 — Библиотечный урок «Твои первые энциклопедии» — 7 шк., нач.кл., 26 чел.

На мероприятии дети узнали, какие книги есть в читальном зале, и что особое место занимают справочники и энциклопедии.

 Цели: расширить знания школьников о словарях, энциклопедиях, показать их многообразие и назначение каждого; закрепить навыки практической работы со справочными изданиями; воспитывать культуру работы с книгой; показать, какая справочная литература представлена в нашей библиотеке.

Дети узнали, что такое энциклопедии, словари и справочники, что они могут помочь найти им ответ практически на любой вопрос, что это очень полезные и нужные  книги, и в них обязательно надо заглядывать, чтобы быть

 эрудированными людьми.

 Энциклопедии обогащают кругозор, а словари помогают сделать в речь богатой и выразительной.

 Подготовила и провела мероприятие – библиограф ЦГДБ  Г. С. Белицкая

   10.05.2023 –Аннотированный обзор литературы «Книги лета» — 7 шк., ГПД , 20 чел.

Вниманию детей была представлена книжная выставка летнего  «Время читать!».

 Детям были зачитаны отрывки из веселых книг любимых авторов. Каждая из представленных книг  помогает ребятам в период летних каникул пополнить их знания.

 Ведь летнее чтение является важной задачей при формировании информационной грамотности подрастающего поколения. Так же ребята отвечали на вопросы, какие из авторов являются самыми читаемыми и любимыми!

Подготовила и провела мероприятие библиограф ЦГДБ Г. С. Белицкая.

15.06.2023 – Экскурсия «Книжная вселенная» и литературная игра «Книжные приключения»шк.  № 3, летняя площадка, 38 чел.

На мероприятии ребята познакомились с библиотекой, поиграли в интеллектуальные игры, отвечали на вопросы о любимых писателях и литературных героях, проверили свою внимательность, расширили кругозор и литературные знания.

 Подготовила и провела мероприятие библиограф ЦГДБ Г. С. Белицкая.

28.06.2023 – Литературное путешествие «Счастливое детство – пора золотая!» — 7 шк., 18 чел.

    На мероприятии дети  вспомнили яркие имена русских писателей о детях, их произведения.

 Детям были зачитаны вслух отрывки из рассказов Н. Носова, В. Драгунского, С. Михалкова, А. Барто. Дети с удовольствием приобщились к веселому чтению, отвечали на вопросы викторины. Подготовила и провела мероприятие Е. В. Шеметова.

05.07.2023 – В рамках акции «Читаем книги с бабушкой»  — минута радостного чтения «Давайте читать вместе» — д/с «Созвездие», 18 чел.

 Чтение вслух чудесных книг для дошкольников с Серебряными Волонтерами – это так всегда увлекательно!

 Вслух книги детям читала серебряный Волонтер – Маргарита Евгеньевна Коновалова. Подготовила и провела мероприятие Е. В. Шеметова.

05.07.2023 – библиотечный урок по экологическому воспитанию «Правила поведения в лесу» и обзор литературы «Русские Писатели о лесе» — 7 шк., 34 чел. –

 В ходе мероприятия школьники узнали о проблемах экологии современности, о загрязненности окружающей среды, о способах её защиты.

   Ребятам было рассказано, что все мы хотим дышать чистым воздухом, пить воду без вредных примесей, употреблять в пищу экологически чистые продукты.

 Так же дети прослушали обзор литературы и вспомнили имена писателей о природе – Е. Чарушина, М. Пришвина, В. Бианки, Г. Скребицкого, и т. д. Подготовила и провела мероприятие Г. С. Белицкая.

Итак, Библиотечный урок – это одна из форм работы библиотекаря, которая направлена на развитие и формирование читательской культуры у детей и подростков.

 Он помогает детям развивать навыки поиска и анализа информации, стимулирует интерес к чтению, формирует навыки критического мышления и развивает творческий потенциал. Спасибо за внимание!

Материал подготовила библиограф ЦГДБ  Г. С. Белицкая,

 15.11.2023

Выступление библиографа МЦБСТ Н. В. Тонконоговой о формировании информационной культуры в МЦБСТ

(Библиотека работает в соответствии с  Программой повышения информационной культуры пользователей «С информацией на ТЫ» (2012– 2024)»)

   Для старшеклассников проводим уроки–консультации-практикумы «Что такое ББК? Основы библиографического описания произведений печати». «Методика составления библиографического списка литературы к рефератам, курсовым и дипломным работам»,

   В помощь образовательному процессу и знакомству учащихся со справочной и критической литературой о писателях и их произведениях проводим библиотечный урок «Литература о литературе» (специфика поиска информации по литературоведению). В процессе знакомства внимание школьников акцентируется на наиболее интересных биографических статьях, посвящённых поэтам и писателям, анализу  художественных произведений, уделяется внимание словарям литературоведческих терминов, рекомендательным спискам литературы, посвящённых конкретным авторам. Учим старшеклассников самостоятельно вести поиск литературы, используя методы информационного поиска, правильно выстраивать структуру конспекта, реферата или сообщения.

   Для учащихся школ проводим уроки по основам информационно–библиографической грамотности (по теме: «Безопасный интернет»). 

ЗАДАЧИ УРОКОВ

    Формирование у детей устойчивых представлений в области Интернет-безопасности по направлениям:  Мошенничество в Интернете. Персональные данные. Правила общения с незнакомцами в сети Интернет. Травля в интернете (кибербуллинг). Анонимность в сети. Киберугрозы. Опасные публикации и сообщества в сети, профилактика формирования у детей и подростков интернет-зависимости и игровой зависимости,  формирование представлений о этических нормах при общении в сети Интернет, а так же поисковые системы и сетевой этикет.

   Наряду с обучением пользователей основам информационно-библиографической грамотности   выпускаем библиографическую продукцию:  информационные закладки, памятки, буклеты. По разным направлениям своей работы: краеведение, воспитание правовой культуры и культуры чтения, формирование здорового образа жизни, творчества писателей и знаменитых людей, по основам безопасности и другим направлениям. Печатная продукция оказывает эффек­тивную помощь в информационно-библиографическом обслуживании

Выступление зав. детским сектором МЦБСТ Г. И. Пырковой «Формирование информационной культуры у детей»

        БИБЛИОТЕЧНЫЕ УРОКИ И ЭКСКУРСИИ

    Современный человек должен не только уметь читать, писать, говорить, но и обладать информационной грамотностью, дающей возможность каждому не просто получать информацию, но и уметь ее оценивать и применять для себя, сделать ее полезной. Сегодня любой человек имеет широкий доступ как к традиционным, так и к нетрадиционным источникам информации, новые возможности для творчества и повышения эффективности самостоятельной работы.

   Распростра­нение библиотечно-библиографических знаний, развитие культуры чтения и информационной гра­мотности происходит через различные формы ра­боты: индивидуальные и групповые консультации, беседы и лекции, экскурсии по библиотеке.

   И всё же основным видом деятельности детской библиотеки по формированию информационной культуры личности остаётся библиотечный урок.

   При проведении библиотечных уроков обязательно должны соблюдаться определенные требования: принцип системного подхода, иначе, несмотря даже на большой объем сведений, предоставляемый учащимся на этих занятиях, практический результат не будет удовлетворительным;

– принцип преемственности;

– последовательное усложнение при подаче материала уроков;

– ориентирование на конкретную возрастную группу учащихся.

   Каждый библиотечный урок должен соответствовать задачам и целям урока: образовательной, воспитательной, развивающей.

  Формы проведения библиотечного урока – разнообразны. Чаще всего используется классическая форма с кратким повтором пройденного, изложением нового материала и его закреплением. Но сегодня актуальны такие активные формы занятий, как викторины, интеллектуальные турниры, библиографические и ролевые игры, конкурсы, литературные путешествия, литературные гостиные, устные журналы, информины и т.д.

   Главная задача библиотечных уроков — сделать так, чтобы дети приобрели опыт и познания в поиске информации. Следует принять во внимание, что существуют различные возрастные группы, для которых стоит различать основные этапы и задачи этих  уроков.

   Дошкольников  и младших школьников знакомим  с библиотекой, с тематическими  полками, книжными выставками, учим  выбирать книги и бережно относиться к ним. Также знакомим с детской периодикой и справочной литературой. В этом году для учащихся  проведены мероприятия Библиомир « Знакомство с библиотекой»,  библиотечный час «Дружба верностью сильна», библиотечный урок «Его величество книга» , Книгопутешествие «Для юных книгочеев наш дом открыт всегда» и  другие.

    Ученики  5-6 классов изучают мир научно–популярной и справочной литературы, наиболее увлекательные и познавательные серии книг о природе и животном мире, разнообразие видов книг,  правилами расположения и поиска необходимой информации в изданиях такого рода.  Для детей проведен библиотечный урок «Ум без книги, как птица без крыльев» и другие.

   Учащимся 7–8 классов адресован цикл библиотечных уроков  «Сложные вопросы о простом каталоге». Их знакомим с  систематической и краеведческой картотекой статей, а также рекомендательными пособиями малых форм. На занятиях делаем акцент на формирование системы знаний о сети библиотек города и крупнейших библиотек мира. День информации «Люди высокого призвания», акция–опрос «Как пройти в библиотеку»,

     Ознакомительные экскурсии дают возможность познакомиться с историей библиотеки, её фондами, отделами,  ресурсами и возможностями.

     Экскурсионная работа — одно  из важнейших направлений деятельности библиотек . Библиотекари  стараются вызвать у школьников интерес к книге,  учат  их ориентироваться в библиотечном пространстве. Обучают правилам пользования библиотекой. Формируют  бережное отношение к книгам. В этом году была проведена экскурсия в библиотеку «Чудесная страна Читалия!» для учащихся первых классов школы № 1. Для воспитанников старшей группы детского сада «Золотой ключик» была проведена экскурсия в библиотеку «Тайна книжных полок». Для старшеклассников прошла экскурсия по отделам библиотеки «Добро пожаловать , или в библиотеку вход разрешен», акция « Я в библиотеке».

Спасибо за внимание к нашему вебинару!

2022 год

Уважаемые библиотекари! Нажмите на ссылки и прочитайте материал!

Алфавитный каталог

Систематический каталог

ББК 1 отдел

Автоматизированная система ИРБИС

18.04.2022

«Школа библиографа»

Уважаемые библиотекари! Факультативное видеозанятие № 4 по библиографическому описанию (область  5.10) (теория)

13.04.2022

«Школа библиографа»

Уважаемые библиотекари! Для вас — видеозанятие № 3 по библиографическому описанию (области от 5.6 до 5.10) (теория)

21.02.2022

«Школа библиографа»

Уважаемые начинающие библиотекари! Для вас — видеозанятие № 2 по библиографическому описанию (теория). (!Примечание. Неточности в видео:

  • П. 5.3.3 : 1-е издание, 2-е издание. Следует читать: 2-е издание, 3-е издание.
  • П. 5.5.4.7 и далее «[б. и.]» — это (без издателя).
  • П. 5.5.4 вместо «двоеточие» в примерах следует читать «кавычки»).

 

28.10.2021 был проведен вебинар «Краеведческая библиография как форма сохранения культурно-исторической памяти городского округа» 

Уважаемые коллеги! Предлагаем вашему вебинар муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система г. Михайловки»!

1.Информационное сообщение «О крае родном в новом формате: перспективные направления развития краеведческой библиографии современной библиотеки» (зав. библиотекой № 4 Л. Б. Лоневская) 

Муниципальное бюджетное учреждение культуры

«Централизованная библиотечная система г. Михайловки»

Библиотека №4

Информационное сообщение

«О крае родном – в новом формате: Перспективные

направления краеведческой библиографии в современной библиотеке»

Краеведение — неотъемлемая часть нашей большой истории, связующая нить времен. Возрождение библиотечного краеведения сегодня вызвано небывалым подъемом национального самосознания. Огромные воспитательные, патриотические возможности краеведческого материала позволяют растить гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни родителей, односельчан, на событиях из истории своего села.

Сегодня краеведение – одно из основных направлений в работе библиотек страны. Обеспечение пользователей краеведческой информацией – важная функция каждой библиотеки, направленная на выявление, сбор и распространение знаний о нашем крае, своём населённом пункте. Настоящее время характеризуется небывалым всплеском краеведческой деятельности в библиотеках. Для упорядочения этой деятельности существуют специальные документы. Главный такой документ«Руководство по краеведческой деятельности общедоступных (публичных) библиотек РФ» (http://www.rba.ru/content/about/doc/ruk_kraev_pub.pdf), принятый на Всероссийском библиотечном конгрессе (XXIII Ежегодной конференции РБА) в г. Владимире 17 мая 2018 года.

Роль библиотек в краеведческом информировании трудно переоценить: они обладают универсальным фондом документов и остаются наиболее доступными для всех категорий пользователей. Умелое использование инновационных форм работы способствует формированию нового образа библиотеки как культурно-просветительского, информационного, образовательного, досугового центра и, что особенно важно, центра общественной жизни  местного  сообщества.

Библиотеки стремятся представить в сети богатство своих накопленных за многие годы краеведческих ресурсов, сделать их доступными для самого широкого пользователя. Это является не столько веянием времени, сколько попыткой систематизировать весь накопленный материал и предоставить возможность удаленного доступа к информации пользователям.

В последние годы активно развивается краеведческая деятельность библиотек в цифровом формате. Цифровая среда открывает принципиально новые возможности создания, хранения и продвижения краеведческих ресурсов, обеспечения их доступности, формирования единого информационного пространства региона и его интеграцию с национальными электронными ресурсами.

  1. О крае родном – в новом формате.

Актуальные направления краеведческой деятельности современной библиотеки:

  • работа с музейными и архивными фондами,
  • развитие краеведческой фактографии,
  • создание современных и востребованных электронных краеведческих продуктов,
  • краеведческая генеалогия и история семей,
  • экскурсионно-туристическая краеведческая деятельность,
  • новые формы краеведческой работы,
  • продвижение краеведческих ресурсов, продуктов и услуг библиотеки в цифровой среде и др.

Вызовы времени:

  • Снижение интереса к книге и чтению;
  • Изменения в психологии чтения и психологии восприятия текста (формирование т. н. «клипового»сознания);
  • Изменения в издательской политике по отношению к краеведческому материалу;
  • Конкуренция в сфере информационных технологий.
  1. Новые формы краеведческой работы

1)Историко-краеведческий квест – сравнительно новое направление в деятельности библиотек. Главные его цели – возрождение интереса к истории и культуре края, популяризация соответствующей литературы, поднятие престижа чтения

Задачи историко-краеведческого квеста:

-образовательные: обучение навыкам литературно-творческой деятельности, формирование у юных читателей комплекса знаний о литературе и природе малой родины;

воспитательные: привитие бережного отношения к литературно-историческому и природному наследию родного края, духовное и творческое совершенствование;

— развивающие: развитие у детей внимания, творческой инициативы, воображения, логического мышления.

Чем интересен историко-краеведческие квест?

Целенаправленность. Наряду с образовательными целями обеспечивается проведение интересного досуга вместе с друзьями.

Количество объектов показа. За сравнительно короткий промежуток времени можно осмотреть большее число объектов.

Четко выверенный путь. Маршрут оговаривается заранее, он может быть линейным (движение вперед) или кольцевым (по кругу).

— Разнообразие. Помимо осмотра самых известных объектов можно ознакомиться с памятниками культуры и истории, которым не придают значения в ходе обычных экскурсий.

Продолжительность. 1,5-2 часа.

Контакты участников. Комфортное и раскрепощенное взаимодействие участников.

Интерактивность. В большей степени присутствуют элементы игры.

Количество участников. Практика показывает, что лучше создавать две или три мобильные команды наполняемостью в 8-10 человек.

Подготовительный этап проведения игры. Для участников квеста надо заранее подготовить наклейки. Например, желтые для одной команды и зеленые — для другой. Распечатать карты путешествия, конверты с вопросами

запечатать «сургучом». За несколько часов до начала квеста, спрятать конверты в заранее определенных местах. Определить сопровождающих для команд. Познакомить участников квеста с правилами игры.

В заключение квеста можно организовать чаепитие с награждением его

участников.

2) ДИЛИЖАНС

  • Дилижанс краеведческий — мероприятие проводится в игровой форме, стилизация дороги или путешествия с обязательными остановками — станциями, опушками, островами, тропинками, домиками. Задания – краеведческой тематики.
  • Интеллектуально-творческий конкурс «Литературно-краеведческий дилижанс»

Представляет собой путешествие по улицам города. Его участники готовят творческие работы по истории названия улицы. Основной целью конкурса явилось привлечение внимания к литературному наследию через изучение истории названия улиц города, носящих имена поэтов и писателей.

3) Краеведческая Арт-встреча — встреча с местными деятелями искусства (художниками, мастерами ДПИ, музыкантами).

Арт-встречи организуются для тех, кто интересуется творчеством, будь то музыка, живопись, танец или фотография. Арт-встречи – отличное место для того, чтобы не только проявить свои таланты и получить стимул для собственной творческой активности, но и открыть для себя новые стороны своих друзей. Каждому ребенку и взрослому такие встречи помогают раскрыть свои творческие способности, дают возможность быть услышанным и увиденным.

4) Краеведческое литературное караоке «Музыка в слове» — это конкурс чтецов, который проводится под музыкальное сопровождение. Чтение краеведческой поэзии на фоне музыки усиливает выразительность текста, усиливает силу воздействия  на читателей.

Как в караоке — звучит мелодия, и мы поем песню, так в краеведческом литературном караоке — звучит музыка, и мы читаем стихи местных авторов. Музыкальное сопровождение подобрано к ритму, размеру стихотворения, и даже к тому настроению, которое оно несет.

5) Краеведческий библиошопинг— форма массового мероприятия, в ходе которого один участник мероприятия предлагает другому участнику «купить» книгу из краеведческого фонда библиотеки, прорекламировав ее.

6) Библио-такси — «Любимые места родного города».

Библиотекарь приглашает собравшихся гостей проехать на виртуальном такси по улицам города до конечной остановки – «Библиотека». Путешествие сопровождается красочной слайд–презентацией, создающей впечатление движения по заявленному маршруту. На каждой остановке «пассажиры» узнавали что-то новое о родном городе.

7) Видео-галерея  «Исторические памятники нашего города»

Библиотека создаёт видео-галерею «Исторические памятники нашего города», сочетая демонстрацию слайдов по историческим улицам родного города с фотографиями читателей, известных людей города на фоне городских памятников. Школьники, участники мероприятия, с интересом рассматривают на экране свои фотографии на фоне городских памятников и с удовольствием слушают рассказы о героях и историю появления каждого памятника.

8) Краеведческая книжная выставка-акция «Читательское жюри» Читателям предлагается не только прочитать, но и оценить содержание книг по краеведению. После прочтения на форзац книги приклеивается маркер определенного цвета. Критерии оценки такие: красная наклейка — «книга просто супер!», желтая — «интересно, но не очень», зеленая — «даже и читать не стоило». В результате любой читатель по этим наклейкам может судить, понравилась ли эта книга другим.

9)  Лингвокраеведческие  экскурсии

Лингвокраеведение – это уникальное явление на стыке наук: географии, истории, краеведения, филологии и литературы.

Данный проект ориентирован на тех, кто хочет узнать о родном городе и крае как можно больше интересного. Он для людей, легких на подъем, любящих живое общение и экскурсии, для гостей города, желающих познакомиться с его историей и культурой. Для тех, кто помнит, «как это было…», и для активных пенсионеров, жаждущих интересных событий в жизни.

Источник: Грани культуры, 2021, №15, С.22

http://culture34.ru/upload/iblock/16c/16c343ef8c6d16e3d74f4e88bcfe975c.pdf

10) День  говорящей  книги  по  краеведению

Что такое говорящая книга? Это чтение вслух. Надо помнить, что внимание детей быстро рассеивается, они отвлекаются от текста, перестают его воспринимать, поэтому чтение вслух, прослушивание аудиокниг должно быть активным — сопровождаться слайд презентацией, посвященной автору книги, викториной.

11) Игра «Вип — гид»

Каждый участник игры пробовал себя в качестве гида-экскурсовода. Его задача – разработать свой маршрут для важного гостя по городу с посещением различных достопримечательностей. Работы, представляемые детьми, могут были оформлены в разных видах (путеводители, буклеты, слайд и видео презентации). Для помощи в оценке работ можно пригласить преподавателей истории, литературы, географии. Работы могут составить краеведческую коллекцию и храниться в библиотеке.

12) Краеведческий конкурс творческих работ «В истории города — моя страница».

-лучший фотоснимок  «История моего города в лицах и событиях»

-лучшее сочинение  «Событие 2021 года»

-лучший рисунок «Я вырос здесь…»

13) Краеведческий  «калейдоскоп»

Слово «калейдоскоп» в переводе с греческого означает — «Красивый вид» и …скоп — трубка с зеркальными пластинками и осколками разноцветного стекла, в которой можно наблюдать быстро сменяющиеся симметричные цветовые узоры. Это детская игрушка. А в переносном смысле — калейдоскоп — это быстрая смена лиц, событий, в данном случае, связанных с краеведением.

14)  Мини-музеи при библиотеках

Создают мини-музеи при библиотеках, собирая исторический материал, предметы материальной и духовной культуры. Создаются как музеи русской традиционной культуры, так и музеи других национальных культур. Материалы и экспонаты музеев активно используется не только при обслуживании пользователей в стенах библиотеки, но и в массовых мероприятиях, проводимых совместно с клубной системой (юбилеи села, национальные праздники).

15) Краеведческая  печа-куча — новый формат презентаций, имеющих привлекательную, яркую внешнюю оболочку, взятый на вооружение библиотекарями. Он был придуман в Токио (в переводе с японского «Печа-куча» – болтовня) и подразумевает рассказ-презентацию, где выступающие (спикеры) готовят доклады, дополняя их красочными презентациями из 20 слайдов. Время для показа одного слайда и его комментария – 20 секунд, и в сумме выступление каждого оратора длится не более 6 минут 40 секунд. После каждого рассказа слушатели могут поделиться своим мнением или задать вопрос. Доклады следуют один за другим. Обычно на таком мероприятии делают от 8 до 12 докладов. Тематика выступлений может быть самая разная, но в данном случае – краеведческая.

  1. Перспективные направления краеведческой библиографии в современной библиотеке

       Библиографическое краеведение – самая активная сфера деятельности современных библиотек.

Краеведческая библиография – это библиография, назначением которой является подготовка и распространение библиографической информации, связанной по содержанию с определенной местностью в стране.

Краеведческая библиография — важнейшее средство информации о вышедшей в прошлом и вновь выходящей литературе о регионе. В ее задачи входит выявление, учет, характеристика и популяризация краеведческой литературы. Основной общественной функцией краеведческой (региональной) библиографии является создание и распространение информации о документах, посвященных определенной местности в стране. Она активно способствует всестороннему изучению края (региона), его природы и ресурсов, общественной, экономической и культурной жизни, исторического прошлого.

            В рамках научной деятельности библиотеки активно сотрудничают с региональными и городскими музеями, учреждениями культуры и различными общественными организациями, которые занимаются изучением территории.

Основными направлениями библиографической деятельности современных библиотек по краеведческому направлению являются:

— Формирование, организация и хранение фондов краеведческой литературы

— Библиографическая обработка краеведческих документов и периодических изданий

— Формирование и использование краеведческого справочно-библиографического аппарата

— Создание  краеведческих  библиографических  продуктов

— Библиотечно-библиографическое обслуживание

— Продвижение источников библиографической информации

Проектный подход

Пополнению краеведческих ресурсов привлекают учащихся, используя проектный подход. Эту практику можно считать удачной, и вот почему.

Проектный подход под руководством сотрудника библиотеки является перспективной формой повышения внимания к чтению у студентов и школьников, а также позволяет приобрести навыки командной работы.

В то же время проектный подход — новый тренд, который активно применяется в современном образовании. И в качестве одного из путей развития библиотеки выбирают именно его при сопровождении школьных проектов. Благодаря проектной деятельности пополняется фонд краеведческими документами, издаются новые материалы, проводится исследовательская деятельность, повышается уровень знаний по краеведению у школьников.

Проект «Я вырос здесь, и край мне этот дорог»

https://www.bgunb.ru/bgunb/biblonline/resource/bibproekt/kray/viros_zdes.pdf

Библиотечный проект по краеведческому воспитанию детей и подростков  «Колесо истории, или Путешествие по родному краю»

http://biblio56.ucoz.ru/News/2018/doc/13-proekt_cdb-koleso_istorii.pdf

Любой краеведческий проект – это способ интегрироваться в культурную среду региона. Для этого необходимо несколько условий:

— Наличие качественного краеведческого фонда

— Знание  потребностей  в  краеведческой информации (культурного,

промышленного профиля региона, школьных программ и т. п.)

— Умение вести переговоры с учреждениями культуры, прессой

— Умение представлять краеведческие проекты, ресурсы в прессе и соцсетях

— Личная заинтересованность сотрудников в популяризации знаний о крае.

Большую ценность имеют краеведческие ресурсы, которые создают библиотеки:

  • — Краеведческие каталоги, картотеки, базы данных
  • — Библиографические пособия разных типов и видов (летописи печати края, персональные, тематические, биобиблиографические и т. д.)
  • — Краеведческие календари знаменательных дат
  • — Путеводители

В последние годы в библиотечном краеведении происходят принципиальные содержательные изменения. Большинство из них связаны с внедрением информационных технологий, которые создают настоящий прорыв. Усилиями библиотек сегодня создаются большие массивы краеведческой информации. При этом обеспечивается доступ к ним различных категорий населения.

Библиотекари создают и продвигают полнотекстовые базы данных. Поиск и сохранение краеведческих материалов, предоставление их широкой публике стало возможным благодаря применению компьютеров, сканеров, фотоаппаратов и другой цифровой техники. Библиотекари сканируют, копируют, перепечатывают, восстанавливают интересные материалы местной истории, консультируясь со специалистами музеев и архивов.

Особенности современного библиотечного краеведения:

  • Бурное развитие интернет-ресурсов, появление быстро меняющихся технологий.
  • Работа в корпорации, создание корпоративных продуктов, ресурсов.
  • Вовлечение пользователей в процесс создания библиотечных электронных продуктов (интерактивные игры, проекты и т. п.)
  • Использование социальных сетей для продвижения краеведческих ресурсов
  • Развитие в библиотеках ранее не свойственных им функций: музейного, архивного, туристического направления в библиотечном краеведении
  • Потребность в библиотеке как месте неформального общения

Особенности библиотечного краеведения — корпоративная работа

Направления деятельности

  • Создание корпоративных электронных каталогов
  • Создание полнотекстовых электронных библиотек
  • Создание порталов, предоставляющих единую точку доступа к удаленным ресурсам, созданным разными организациями

Корпоративные электронные каталоги – Республика Карелия

Корпоративные  электронные  библиотеки

Полнотекстовые библиографические базы данных

Создание собственных интернет-продуктов

На своих сайтах библиотеки создают разделы и рубрики краеведческой тематики, в которых размещают информационные ресурсы (базы данных),  печатную продукцию краеведческой тематики, виртуальные выставки (краеведческие выставки), информацию о своем городе/районе/селе, оцифрованные сборники местных поэтов, информацию о местных поэтах/писателях и другие полезные сведения.

На сайтах многих библиотек открыт доступ к краеведческим базам данных, в том числе и к полнотектовым оцифрованным периодическим изданиям. На сайтах размещаются и  краеведческие электронные энциклопедии, выпуски календарей знаменательных и памятных дат  и многое другое.

Сайт «Краевед Оренбуржья».  Люби и знай родной край.

Оренбургская биографическая энциклопедия

http://orenkraeved.ru/biblioteka/orenburgskie-entsiklopedii/1654-orenburgskaya-biograficheskaya-entsiklopediya.html

Существует как в бумажном формате, так и в электронном.

Содержит информацию по географии, истории, культуре и искусству, геральдике, личностям и музеям, отражает новости и др. информацию краеведческого характера.

Сайт востребован местным сообществом.

Электронный справочник «Литературная Находка»

http://literatura.nakhodka-lib.ru/

Электронный справочник «Литературная Находка» – это долгосрочный проект, который предлагает постоянно пополняемый ресурс, позволяющий ввести всех желающих в литературное пространство Находки и Находкинского городского округа.

Цель проекта: формирование и развитие литературного пространства через создание электронного справочника, аккумулирующего информацию о литературной жизни Находки и Находкинского городского округа, способствующего объединению всех литературных сил и предоставлению творческого и краеведческого потенциала широким слоям населения.

Проект реализуется в 2 этапа:

1-й этап – создание шаблона и наполнение информацией электронного справочника «Литературная Находка»;

2-й этап – продвижение электронного справочника в местном сообществе и информационном пространстве.

      Справочник содержит разделы:

О проекте, Писатели, Поэты, Находка в стихах и воспоминаниях, Библиография.

       Публикуемые Ф.И.О. писателей  и  поэтов располагаются в алфавитном порядке. Каждому автору посвящена краткая биографическая справка и библиография, которая состоит из списка произведений автора, его публикаций в сборниках и в Интернете.

Как история края является частью истории страны, так краеведческие ресурсы являются частью государственной/национальной библиографии. Спецификой краеведческой работы библиотек является распространение сведений о неопубликованных документах, не тиражируемых изданиях.

Библиотека в рамках работы по краеведению может создавать коллекции рукописных воспоминаний, папки-досье и т. п. Всё это – бесценный для истории и её исследователей ресурс.

Краеведческий фонд библиотек позволяет библиотекам привлекать

внимание читателей даже в эру цифровых технологий. Объясняется это тем, что большая часть краеведческих материалов до сих пор не оцифрована, и пользователю, если он желает ознакомиться с книгой, приходится обращаться за ней в библиотеку.

Одним из важных способов предоставления краеведческой информации является использование средств сети Интернет. Библиотеки повсеместно размещают краеведческую информацию в Интернете, создавая рубрики и страницы на сайтах библиотек, создавая самостоятельные краеведческие сайты и блоги. Ценность созданных электронных ресурсов — в сохранении документального наследия своих регионов, пропаганде и продвижении информации о них.

На краеведческих страницах своих сайтов и блогов библиотеки представляют следующую информацию:

— история региона/района/населенного пункта

— официальные символы: гимн, герб, флаг

— памятники и памятные места

— ветераны ВОВ и горячих точек

— природные памятники

— аннотированные источники, находящиеся в фонде библиотек,

— сценарии краеведческих мероприятий.

Блог нашей библиотеки по краеведению – «Михайловский краевед»  https://mihkraeved.blogspot.com/ 

       Краеведческая информация нашла отражение в официальном блоге нашей библиотеки – Михайловском краеведе.

Он  был создан в 2012 году к 250-летию со дня основания г. Михайловки. Цель его создания – сбор  и популяризация краеведческой информации, касающейся истории, культурной жизни города,  природы, знаменитых земляков и т.п. Блогу  9 лет и 8 месяца, он имеет 140 постоянных читателей и около 448 тыс. просмотров.

Наш блог ориентирован на всех, кто интересуется Михайловкой, её историей, природой, культурой, традициями.

В блоге есть тематические страницы: Важные события, История города, Знаменитые земляки, Геральдика, Краеведческий календарь, Новинки краеведения, Природа и экология, Михайловка литературная, Культурная жизнь города,  Это – интересно! Анонсы, Поздравления и др.

Недавно созданы новые страницы блога: Литература края, Михайловка в цифровом формате, Православная Михайловка, Декоративно-прикладное искусство, «В названьях улиц – Героев имена…»  и  др. Последняя страница создана по следам историко-краеведческого проекта «Героическая карта Михайловки в названиях улиц», в котором приняли участие все городские библиотеки. (https://mihkraeved.blogspot.com/p/blog-page_19.html ).

К 75-летию Сталинградской битвы (2018г.) была выделена отдельная страница в блоге – «К юбилею Сталинградской битвы» (https://mihkraeved.blogspot.com/p/blog-page_6.html), на которой нашла отражение самая разнообразная информация: герои и загадки битвы, воспоминания и новые издания, сценарный и методический материал, издательская продукция о битве.

Также на отдельную страницу блога был выделен «Календарь Сталинградской битвы» (Хроника огненных дней) (https://mihkraeved.blogspot.com/p/blog-page_25.html).

Каждый день на протяжении 200 дней мы рассказывали  нашим читателям о том, что происходило в этот день в 1942 и 1943 годах на Сталинградской земле.

К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (2020г.) в блоге была выделена страница «К 75-летию Победы» (https://mihkraeved.blogspot.com/p/75.html), где нашла отражение информация о михайловцах – участниках ВОВ.

Примером качественного краеведческого ресурса в области библиотечной блогосферы является Мурманский блог «Роза ветров. Север» (http://murmansk-nordika.blogspot.com/), блог о Мурманской области, хороших книгах и информационных технологиях, который ведет Полярная Сова (М. А. Орешко).

Происходящие в России социально-экономические, национально-культурные преобразования, быстро развивающаяся информатизация общества оказывают влияние и существенно меняют краеведческую деятельность библиотек. Происходит повсеместный процесс формирования электронных ресурсов и их неизбежная интеграция.

В настоящее время доступность краеведческих ресурсов библиотек никак нельзя признать достаточной; краеведческие материалы библиотек продолжают оставаться неизвестными для потенциальных пользователей.

И как верно отметили коллеги из Томска в одной из своих публикаций: «Организация многоаспектного доступа к краеведческим ресурсам через различные электронные формы – наиболее перспективный путь для дальнейшего развития этого направления работы в библиотеках».

Электронные краеведческие ресурсы библиотек постоянно развиваются и воплощаются в новые формы. Краеведческая информация давно стала частью мировых информационных ресурсов. Представляя ее в Интернет, библиотека не только обеспечивает доступность создаваемой информации, но распространяет знания о своем регионе, способствует формированию и развитию информационных краеведческих потребностей. Несомненно, эта деятельность способствует наращиванию интеллектуального потенциала родного края, сохранению культурного наследия региона и, конечно же, обеспечивает право каждого человека на свободный доступ к информации.

Организация многоаспектного доступа к краеведческим ресурсам на сайтах библиотек — наиболее перспективный путь для дальнейшего развития этого направления работы в библиотеках.

Список  источников

Бражникова, С. Электронный ландшафт села. Продвижение цифровых форм литературы в регионе / С. Бражникова // Библиополе —  2016. — №9. — С.13-18.

Бухаркина, Е. Край родной, сторона лесная : проект для взрослых и детей, объединивший темы краеведения и защиты окружающей среды / Е. Бухаркина  // Библиополе. — 2017. — №1. — С.55-59

Елисеева, Т. Р. Скрайбинг, сторителлинг и велопробег : инновации  в краеведении  / Т. Р. Елисеева // Современная  библиотека. — 2016. — №10. — С.62-65.

Конкина, Г. Энциклопедия родного края. Создание краеведческого

ресурса библиотеки  / Г. Конкина // Библиополе  – 2017. – №7. – С.49-51.

Кравченко, М. В. Мой край ни в чём неповторим : туризм как перспективное  направление библиотечной деятельности  / М. В. Кравченко // Современная библиотека – 2013. – №4. – С.4–8.

Маслова, А. Н. Краеведение и библиотека : Избранные статьи / А. Н. Маслова. – Санкт-Петербург : Профессия, 2010. – 368 с. – (Библиотека).

Справочник библиографа  / научный редактор Г. Ф. Гордукалова, Г. В. Михеева. – 4-е издание, исправленное и дополненное. —  Санкт-Петербург : Профессия, 2014. – 768 с.

Справочник библиотекаря / научный редактор А. Н. Ванеев. – 4-е издание, переработанное и дополненное. – Санкт-Петербург : Профессия, 2010. – 640 с. – (Библиотека).

Электронные ресурсы

Иванова, Н. В. Краеведческая деятельность библиотек на современном этапе: новые  задачи и новые возможности: консультация

http://ulyanovbib.blogspot.com/2018/03/blog-post_13.html

Лапина, Т. В. Новые формы краеведческой деятельности библиотек : (инновации в массовых мероприятиях) (2020)

https://infourok.ru/novye-formy-kraevedcheskoj-deyatelnosti-bibliotek-4153502.html

Путеводитель по краеведческим ресурсам на библиотечных сайтах Интернет

http://nlr.ru/res/inv/kray/types.php

Чагина, О. В. Инновационные массовые формы работы с читателями: из опыта работы Российских библиотек : (письменная консультация) (Бикин, 2019)

http://bikin-biblio.khv.muzkult.ru/media/2019/07/02/1261405932/innov._formy_3.PDF

Ягодкина, В. А. Библиотечное краеведение и работа библиотек России с наследием

http://metod.library.karelia.ru/files/141.pdf

Информационное сообщение подготовлено

Л. Б. Лоневской, зав. библиотекой №4.

Выставка краеведческих библиографических пособий библиотеки № 4
2.Краеведческая библиография: издательская деятельность МЦБСТ (библиограф МЦБСТ Н. В. Тонконогова) (материал был распространен среди сотрудников)

3.Краеведческие издания (и рекомендательные, и информационные) ЦГДБ (библиограф ЦГДБ Г. С. Белицкая) (материал был распространен среди сотрудников)

4.Загляните в альбом: альбомы Катасоновской библиотеки № 35 (зав. Катасоновской библиотекой № 35 Ю. А. Орлова) (материал был распространен среди сотрудников)

5.Краеведческие разрезные буклеты: Мастер-класс о том, как сделать объемные буклеты с помощью приложения Microsoft Publisher проводит главный библиограф «ЦБС» Н. В. Фомичева (из занятия «Школы библиографа») (материал был распространен среди сотрудников)

28. 10.2020.

Вебинар

«СБА библиотеки: каталоги, картотеки» для сотрудников  муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованной библиотечной системы г. Михайловки»

Ссылки о модельных библиотеках в Интернет-источниках предоставила главный библиограф «ЦБС» Фомичева Н. В.

Модельные библиотеки (ссылки по теме)

https://pit-bibl.srt.muzkult.ru/bibliotekamodelnaya
https://www.gazeta.ru/culture/2019/07/10/a_12490213.shtml
https://aif.ru/culture/book/mobilnye_modelnye_v_regionah_rossii_otkryvayutsya_biblioteki_novogo_tipa
http://portal.pskovlib.ru/modelnie-biblioteki/metod-recomendation-model-lib
https://culture.gov.ru/about/national-project/publications/moda_na_knigi_kak_modelnye_biblioteki_stali_mestom_dlya_uvlekatelnogo_dosuga/
https://daily.afisha.ru/brain/15637-v-rossii-otkryvayut-biblioteki-novogo-tipa-posmotrite-kak-oni-vyglyadyat/
https://ria.ru/20191213/1562223207.html
https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/577695
https://unatlib.ru/librarians/methodical-materials/informational-and-analytical-materials/briefs/392-modelnye-selskie-biblioteki
https://lenta.ru/news/2020/07/22/biblemink/
https://rg.ru/2020/07/21/reg-pfo/rossijskie-biblioteki-stanoviatsia-bolshe-chem-prosto-knigohranilishcha.html
http://akunb.altlib.ru/upravlenie-bibliotekoy-vyipusk-15-modelnyie-biblioteki/
https://sova.info/programs/o_chem_govoryat/?id=1581958538
http://tv-in.ru/novosti/gorod/modelnaya-biblioteka.html
https://moskva.bezformata.com/listnews/biblioteki-perehodyat-v-modelniy-format/86172446/