Навстречу 200-летию А. Н. Островского: Виртуальная выставка-обзор Центральной городской библиотеки

Виртуальная выставка-обзор

Александр Островский – русский литературный деятель, драматург, театральный сценарист. Великий человек, чей вклад в развитие отечественной литературы, театральной драматургии и режиссуры переоценить невозможно, чьи пьесы и сейчас актуальны в России, как и два века назад. Автор, пьес, на которые в Советском Союзе были сняты популярные художественные фильмы «Женитьба Бальзаминова», «Жестокий романс» по пьесе «Бесприданница» и многие другие. В сети Интернет можно насладиться спектаклями по пьесам Островского в исполнении современных известных актеров. И, конечно, в школе изучаются его произведения, в том числе и пьеса «Гроза».

Александр Николаевич Островский – москвич, он родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в купеческом районе Замоскворечье, вблизи центра Москвы, на Малой Ордынке. Отец его, Николай Фёдорович, был сыном священника, однако стал работать как государственный служащий в суде, занимаясь имущественными и коммерческими делами; дослужился до чина коллежского асессора, а в 1839 году получил дворянство. Друг будущего драматурга поэт Николай Берг писал: «В доме с утра до ночи толклись купцы, решая разные свои вопросы. Мальчик Островский видел там не одного банкрута, а целые десятки; а разговоров о банкротстве наслушался и бог весть сколько: не мудрено, что язык купцов стал некоторым образом его языком. Он усвоил его себе до тонкости». Так что, Александр Николаевич – не выходец из купеческой семьи, как это могло показаться по его произведениям, уж очень он хорошо знал купеческую среду. Мать, Любовь Ивановна Саввина, дочь пономаря и просвирни (это служители церкви), умерла, когда Александру не исполнилось ещё девяти лет. В семье маленького Саши детей было четверо.

   Благодаря положению Николая Фёдоровича, семья жила в достатке; уделялось большое внимание учёбе детей, получавших домашнее образование. Через пять лет, после смерти матери Александра, отец женился на баронессе Эмили Андреевне фон Тессин, дочери шведского дворянина. С мачехой детям повезло, она окружила их заботой и продолжила заниматься их обучением.

   Детство и часть юности Островского прошли в центре Замоскворечья. В 1835 году Александр Островский поступил в Первую Московскую гимназию. Там он увлекся литературой и театральным искусством, в свободное время играл в драматическом кружке. Благодаря большой библиотеке отца он рано познакомился с русской литературой и почувствовал склонность к писательству, но отец хотел сделать из него юриста. В 1835 году Островский поступил в третий класс Первой Московской губернской гимназии, по окончании которой в 1840 году по желанию отца поступил на юридический факультет Московского университета. Окончить университетский курс ему не удалось: он не сдал экзамен по римскому праву. Отец определил его на службу канцеляристом в Совестный суд и до 1850 года будущий драматург служил в московских судах. По роду деятельности Александр Николаевич сталкивался с промышлявшими торговлей крестьянами, мещанами, купцами, мелким дворянством; судили братьев и сестёр, спорящих о наследстве, несостоятельных должников, поэтому о кредитах, должниках и о банкротах, описанных им в пьесах, он знал не понаслышке, с детства, кроме того, занимался этими вопросами профессионально.

   К 1846 году Островским уже было написано много сцен из купеческого быта и задумана комедия «Несостоятельный должник» (впоследствии — «Свои люди — сочтёмся!»). После чтения Островским пьесы «Картины семейной жизни» у себя дома 14 февраля 1847 года профессор Московского университета С. П. Шевырёв торжественно поздравил собравшихся с «появлением нового драматического светила в русской литературе».

   Комедия «Свои люди — сочтёмся!» была опубликована в 1850 году в журнале университетского профессора М. П. Погодина «Москвитянин».  Но влиятельное московское купечество обиделось за свое сословие и пожаловалось «начальству»; в результате комедия была запрещена к постановке, а автор уволен со службы и отдан под надзор полиции по личному распоряжению Николая I. Надзор был снят после воцарения Александра II, а пьеса допущена к постановке только в 1861 году.

«Бытовой репертуар, если он художественен, т. е. правдив, — великое дело. Он покажет, что есть хорошего, доброго в русском человеке и что в нем дикого и грубого, с чем он должен бороться», — говорил Александр Островский. Можно сказать, что этому принципу: показывать, что есть доброго и с чем должен бороться человек и будет верен Александр Николаевич всю свою жизнь.

   Первая пьеса Островского, которой посчастливилось попасть на театральные подмостки, — «Не в свои сани не садись», впервые поставленная в Москве на сцене Малого театра 14 января 1853 г.

   Более тридцати лет, начиная с 1853 года, новые пьесы Островского почти каждый сезон появлялись в московском Малом и петербургском Александринском театрах. С журналом «Современник» А. Н. Островского связывали многолетние творческие отношения. Особенно много журнал стал писать о драматурге после его прихода в «Современник» в качестве штатного сотрудника в феврале 1856. В том же году в соответствии с пожеланием великого князя Константина Николаевича (брата царя Александра II) состоялась этнографическая  командировка выдающихся литераторов для изучения различных местностей России. Островский взял на себя изучение Волги от верховьев до Нижнего Новгорода.

В 1866 году (по другим сведениям — в 1865) Островский основал Артистический кружок, давший впоследствии московской сцене многих талантливых деятелей. В доме Островского бывали писатели И. А. Гончаров, Д. В. Григорович, И. С. Тургенев, А. Ф. Писемский, Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой и другие.

В 1874 году было образовано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, бессменным председателем которого Островский оставался до самой смерти. Работая в комиссии, учреждённой в 1881 году при дирекции Императорских театров Российской империи, он добился многих преобразований, улучшивших положение артистов. В 1885 году Островский был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища.

Несмотря на то, что его пьесы делали хорошие сборы и что в 1883 году император Александр III пожаловал ему ежегодную пенсию в три тысячи рублей, денежные проблемы не оставляли Островского до последних дней его жизни. Здоровье не отвечало тем планам, какие он ставил перед собой. Усиленная работа истощила организм.

Скончался Островский 2 (14) июня 1886 года в своём костромском имении Щелыково от болезни сердца. Последней его работой стал перевод «Антония и Клеопатры» Уильяма Шекспира — любимого драматурга Александра Николаевича. На погребение царь Александр III пожаловал из сумм кабинета 3000 рублей, для вдовы была назначена пенсия и на воспитание детей литератора были выделены деньги.

После смерти драматурга Московская дума устроила в Москве читальню имени А. Н. Островского.

Предлагаем вашему вниманию виртуальную выставку книг А. Н. Островского. Эти и много других произведений автора есть в Центральной городской библиотеке.

  1.   Островский, А. Н. Драматургия / А. Н. Островский. – Москва : АСТ : Олимп, 2000. – 236, [4] с. – (Школьная хрестоматия). – 10000 экз. – ISBN 5-17-004219-1 (АСТ). — ISBN 5-8195-0105-5 (Олимп). – Текст : непосредственный.

   Настоящее издание кроме произведений А. Н. Островского содержит дополнительный материал в помощь школьникам: темы сочинений и развернутые планы некоторых из них. Для учащихся старших классов.

      В книгу вошли пьесы: «Свои люди – сочтемся», «Гроза» и «Бесприданница». Знаменитая «Гроза»,  где сильны старые устои, а молодое поколение не может вырваться из существующих тисков. Кабаниха держит в своих руках всех домочадцев, а её тирания над сыном, невесткой и собственной дочерью приводит к печальным последствиям.

2.   Островский, А. Н. Пьесы / А. Н. Островский ; художники И. Кусков, И. Ильинский, В. Панов. – Москва : Детская литература, 2012. – 379, [5] c. : ил. – (Школьная библиотека). – 5000 экз. – ISBN 978-5-08-004944-6. — Текст : непосредственный.

   В сборник вошли пьесы «Свои люди – сочтемся», «Не в свои сани не садись», «Гроза», «На всякого мудреца довольно простоты», «Бесприданница». Та самая пьеса «Свои люди – сочтемся», за которую  влиятельное московское купечество обиделось на автора и пожаловалось «начальству».

3. Островский, А. Н. Пьесы / А. Н. Островский. – Москва : Эксмо, 2005. – 616, [8] с. – (Русская классика). – 5000 экз. — ISBN 5-04-001645-Х. — Текст : непосредственный.  

Вечная история об обманутой любви, несбывшихся надеждах, справедливо названная в кино «жестоким романсом», — такова пьеса А. Н. Островского «Бесприданница». Написанная в XIX веке, она ничуть не устарела. Как и все остальные знаменитые пьесы замечательного драматурга, составившие эту книгу.

    А вот мнения наших современников на пьесу «Бесприданница» по данным сайта «Большой вопрос.ру». «К примеру, возьмем пьесу «Бесприданница». Стоит вспомнить содержание пьесы, как сразу же поймешь, что пьеса современна, актуальна и по сей день: соперничество, ревность, «гонка», торговля, и сейчас такое происходит. Мужчины часто забывают, что женщина это прекрасный цветок, который нужно холить и лелеять, и грубо устраивают торг за неё, пытаются купить её любовь, тем самым унижая её, как это и было с главной героиней пьесы — Ларисой Огудаловой. И тогда те, у кого были деньги считали, что всё продается и покупается и даже любовь и сейчас так считают. И в этом тоже актуальность пьесы», — пишет форумчанка.

4.   Островский, А. Н. Пьесы / А. Н. Островский. – Москва : Дрофа, 2004. – 477, [3] c. – (Библиотека отечественной классической художественной литературы). – 5000 экз. — ISBN 5-7107-8374-9. — Текст : непосредственный.

  В книгу вошли пьесы: «Свои люди – сочтемся», «Гроза», «Лес», «Снегурочка»,  «Бесприданница».

   А вот мнение пользователя сайта «Отзовик» о пьесе «Лес»: «У каждого из героев пьесы свои цели: Гурмыжская мечтает выйти замуж за гимназиста-недоучку Буланова, Аксинья — за своего избранника Петра Восмибратова, а странствующие актеры пытаются найти драматическую актрису для создания своей труппы. А вот как разворачиваются эти события, вы и узнаете, прочитав пьесу.
   А само название «Лес» несколько даже аллегорично. Лес — как символ темноты и дремучей жизни. Один из героев так и говорит : «живем в лесу, молимся пенью, да и то с ленью».
Я в этом произведении отметила не одну проблему — это и социальная несправедливость и проблема финансовой зависимости, а также проблема искусства.
   На мой взгляд, смысл пьесы — это обличение несправедливости в отношениях разных сословий. Вот пьеса и учит нас тому, что благородство и меркантильность несовместимы.
Рекомендую к прочтению, если интересует творчество А. Н. Островского», — делится с читателями посетительница «Отзовика».

 5.    Островский, А. Н. Снегурочка : весенняя сказка в четырех действиях с прологом  / А. Н. Островский ; вступительная статья Б. Никольского ; художник О. Ионайтис . – Москва : Детская литература, 2012. – 220, [4] с. : ил. – (Школьная библиотека). — ISBN 978-5-08-004853-1. — Текст : непосредственный.

   Вошедшая в книгу фантастическая сказка «Снегурочка» полна фантастических превращений, феерических картин, безудержного народного веселья.

      Для среднего школьного возраста.

6.  Островский, А. Н. Таланты и поклонники : пьесы / А. Н. Островский. – Москва : Астрель, 2012. – 380, [4] c. – (Русская классика). – 2000 экз. — ISBN 978-5-271-43056-5. — Текст : непосредственный.

      А.Н. Островский — величайший русскоязычный драматург XIX века, равно гениальный и в реалистической драме, и в сатирической комедии. Небывалый знаток быта и нравов волжского купечества и дворянства, он создавал потрясающие по красоте и значимости характеры, не утратившие актуальности и в наши дни. В сборник вошли пьесы, объединенные темой судьбы русской женщины из привилегированных слоев общества. 

   Героини этих пьес кажутся свободными, обеспеченными, сильными и вполне готовыми стать хозяйками собственной судьбы. Однако общество накладывает на их жизнь тяжкую необходимость «жить как все и любой ценой избегать скандала» — и этот груз калечит женские судьбы. 

   Кому-то удается встать над общественным мнением, кто-то оказывается жертвой, кто-то вполне вписывается в реальность, но и сам писатель, и читатель вместе с ним в равной степени сострадают каждой из героинь.

Читайте Островского – это интересно! Приходите к нам за книгами!

Наш адрес: г. Михайловка, ул. Республиканская, д. 26

Центральная городская библиотека

Наш сайт: cbsmih.ru

Блог: BOOKмания bookmaniya.blogspot.com

Составитель Н. В. Фомичева

В выставке использовались тексты, изображения и музыкальные произведения (Н. Римского-Корсакова, А. Петрова, Б. Чайковского), находящиеся в свободном доступе в сети Интернет.